Симоне Мартини: биография
Самый большой и сложный полиптих, к тому же документированный, известен под названием «Полиптих Санта Катерина». Сегодня он хранится в музее Сан Маттео в Пизе. В хрониках монастыря Санта Катерина сохранилась запись о том, что в 1319 г. «брат Петрус» приказал поместить в главном алтаре церкви прекрасную живопись «manu Symonis senesis» — работы Симоне из Сиены. На первый взгляд полиптих кажется простым изображением сорока трёх полуфигур святых и пророков, однако в действительности набор святых представляет собой единую изобразительную программу, выражающую идею проповедничества, составляющую костяк идеологии доминиканского ордена — достаточно обратить внимание на то, что у большинства персонажей полиптиха в руках свитки или книги со священными текстами.
Следующим по времени считается так называемый «Кембриджский алтарь». Три из четырёх его створок ныне находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, а центральная панель с изображением Мадонны с младенцем — в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне. Этот полиптих датируется 1320-25 гг.
-
Симоне Мартини. Полиптих «Санта Катерина». 1319 г. Музей Сан Маттео. Пиза
-
Симоне Мартини. Кембриджский алтарь. 1320-25 гг. Музей Фицуильяма. Кембридж
-
Симоне Мартини. Алтарь из Орвьето. 1320 г. Музей собора. Орвьето
К этому же периоду относятся ещё два полиптиха, написанные, по всей вероятности, во время работы мастерской Симоне в Орвьето. Это полиптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, который ранее принадлежал церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето, и полиптих из музея собора в Орвьето. Обе работы датируются началом 1320-х гг. К этому же периоду причисляют ещё несколько изображений мадонн, разрозненных частей ещё одного полиптиха и большой расписной крест, находящийся ныне в церкви делла Мизерикордия, Сан Кашано (Флоренция).
Судя по всему в середине 1320-х годов, женившись, Симоне устал от постоянных переездов по городам со своей мастерской и наконец-то надолго осел в родной Сиене. Специалисты считают, что это произошло в 1326 г. В этот период он создал «Алтарь Блаженного Агостино Новелло».
Агостино Новелло был современником Симоне. Этот святой изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом. Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».
К так называемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини относят и знаменитую фреску с конным портретом Гвидориччо да Фольяно. Вокруг неё в учёной среде до сих пор продолжаются споры. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого события она написана. Фреска, тем не менее, замечательная. На ней, скорее всего, изображена реальная местность с реальными крепостью и городом; однако сам портрет Гвидориччо выпадает из пространства картины, существует как бы сам по себе и кажется эмблемой или печатью, поставленной на документ. Левая нога его коня стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник