Поделиться:

О знаменитости

Адам Петрович Орда: биография


Адам Петрович Орда биография, фото, истории - русский военный инженер, участник Севастопольской обороны

русский военный инженер, участник Севастопольской обороны

Биография

Родился в 1835 г. в Минской губернии в дворянской семье. В 1850 г. Орда поступил в кондукторскую роту Главного (впоследствии Николаевского) инженерного училища, по окончании которого 13 августа 1853 г. был произведён в полевые инженеры и переведён в офицерские классы, но до окончания полного курса, вследствие большой потребности в инженерных и сапёрных офицерах, в мае 1855 г. был назначен в 6-й сапёрный батальон в Севастополь. Первоначально Орда находился на Камчатском люнете до его штурма, когда был ранен в левое бедро осколком гранаты; с 26 мая по 1 июля был на 1-м бастионе, а после того до 27 августа — на Малаховом кургане; в день штурма последнего Орда был взят в плен французами. Всё время пребывания на севастопольских верках Орда с неутомимой энергией работал, главным образом, по ночам, под сильным огнём неприятеля, заведуя исправлениями нескончаемых повреждений в валах, погребах и блиндажах. Перед штурмом Малахова кургана, на случай его падения, Орда устраивал 2-ю оборонительную линию от горжи кургана к батарее Геннериха. Но ни тяжёлая работа, почти без отдыха, ни лишения (под конец у Орды не было уже ни сюртука, ни шинели, а сапоги совсем износились), ни постоянная опасность не подавляли и не ослабляли всегда предприимчивого и живого Орду. Из описания штурма Малахова кургана видно, что Орда с неустрашимостью действовал там до последней возможности, водворяя, за убылью старших, порядок среди своих и удерживая натиск неприятеля. Обстоятельства его плена были таковы: когда уже бастион кургана был почти очищен, Орда, встретив здесь раненого в живот лейтенанта, вместе с офицером Ноздревым стал переносить его в блиндаж; в это время они были отрезаны французами. Тогда Орда с Ноздревым, засев вместе с несколькими нижними чинами в один из блиндажей, начали отстреливаться, но, когда в блиндаж попали два ядра и двое нижних чинов были ранены, а все патроны израсходованы, пришлось сдаться. После взятия в плен французский инженер генерал Фроссар потребовал от Орды под угрозой расстрела указать, где заложены мины под бастионом Корнилова. Орда не исполнил этого требования, хотя и знал расположение указанных мин. Вернувшись через 5 месяцев из плена в батальон, Орда участвовал в оборонительных работах на Южном Буге и в Николаеве. Крымская кампания принесла ему орден Св. Владимира 4-й степени с мечами (1856 г.), 4 июня 1856 г. Орда был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени:

По окончании военных действий Орда поступил в старший класс Николаевской инженерной академии, окончив её в числе отличнейших и был переведён в военные инженеры. В 1859 г. Орда был переведён в гвардейские инженеры и заведовал до 1868 г. практическими работами сначала одного лейб-гвардии Сапёрного батальона, а затем всей сводной сапёрной бригады; в 1860 г. получил орден Св. Станислава 2-й степени. В 1868 г. Орда был назначен преподавателем фортификации в Николаевскую инженерную академию и училище, причём в училище читал минное искусство и применение полевой фортификации к местности, а в академии — историю осады Севастополя. В 1877 г. Орда был избран адъюнкт-профессором, 15 мая 1883 г. произведён в генерал-майоры. Военно-литературная деятельность Орды началась по окончании академии, когда он был привлечён к участию в составлении описания обороны Севастополя под общим руководством Тотлебена. Из литературных трудов Орды заслуживают внимания: «Воспоминания пленного» («Инженерный журнал», 1857, № 1); «Заметки инженера о причинах взятия Малахова кургана» («Военный сборник», 1858, № 4); «Очерк осады Гаэты в 1860—61 гг. и несколько слов об осаде Анконы 1860 г.» («Инженерный журнал», 1861, № 4); «Сапёры в Севастополе» («Инженерный журнал», 1862, № 5); «Очерк действий русских войск против турецких крепостей и укреплённых пунктов с 1769 по 1791 г.» («Инженерный журнал», 1877, № 4, 5, 6 и 10); «Систематический сборник указаний и правил по минному искусству, данных генерал-адъютантом Тотлебеном». («Инженерный журнал», 1888, № 1—3). Кроме того, под редакцией Орды в «Инженерном журнале» за 1883 и 1884 гг. был помещен перевод К. Модраха наставления по миному делу, принятого для обучения инженерный войск в Австрии. За время работы в академии Орда был награждён орденами Св. Анны 2-й степени (1873), Св. Владимира 3-й степени (1876) и Св. Станислава 1-й степени (1886).

В 1888 г. у Орды появились признаки душевной болезни, и он должен был оставить службу. Скончался в октябре 1897 г., в Финляндии, в имении Меррекюле.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
 

 

Лев Юпко Лев Юпко

советский инженер-металлург, директор Запорожского металлургического завода им

Александр Гюстав Эйфель Александр Гюстав Эйфель

французский инженер, специалист по проектированию стальных конструкций

Абрахам Никлас Эделькранц Абрахам Никлас Эделькранц

член Шведской Академии наук, инженер, барон

Марлен Шмидт Марлен Шмидт

и она является победительницей на конкурсе красоты Мисс Вселенная 1961

Джозеф Фрэнсис Ши Джозеф Фрэнсис Ши

американский инженер, управляющий НАСА, директор департамента управляемых полётов НАСА, один из разработчиков программы Аполлон

Октав Шанют Октав Шанют

родившийся во Франции американский железнодорожный инженер и пионер авиации

Чингиз Ильдрым Чингиз Ильдрым

азербайджанский советский инженер-металлург, народный комиссар Азербайджанской ССР по военным и морским делам

Чигирин Юлий Фёдорович Чигирин Юлий Фёдорович

советский инженер-железнодорожник, ценой собственной жизни спасший от смерти старушку и её дочь

Владимир  Крупчак. Бухта радости

Владимир Крупчак. Бухта радости

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

14 лет Федуна: Как менялся “Спартак”

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости

Почему постоянно хочется спать? Причины сонливости