Основатель Ордена Мартинистов и член «Каббалистического Ордена Розы†Креста».
Папюс прославился в том числе и как автор более 400 статей и 25 книг по магии, каббале, автор знаменитой системы карт Таро. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.
Биография
Ранние годы
Жерар Анаклет Винсент Анкосс родился в городе Ла-Корунья (Испания) 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец — французом. В 4 года семейство Анкосс перебралось во Францию, в Париж.
В молодости Анкосс провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением каббалы, таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним «Папюс», который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге «Учение и Ритуал Высшей Магии») и означал «врач».
На Жерара Анкосса оказали влияние труды Луи Люка (1816—1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768—1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Именно благодаря трудам этих авторов Папюс отказался от материализма и позитивизма, и занялся алхимией и оккультизмом.
Папюс был посвящен в 1882 году в степень S?I?, «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный) Анри Делаажем, который, в свою очередь, был посвященным по линии преемственности системы «Вольных Посвящений» Сен-Мартена.
Оккультная, мартинистская и масонская деятельность
В 1887 году Папюс вместе с Пьером Огюстом Шабосо, так же имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена, объединив свои линии, основал «l’Ordre des Supеrieurs Inconnus» (Орден Высших Неизвестных), который приобрел известность под именем Орден Мартинистов. Ритуалы и учение Ордена были основаны на трех «уснувших» масонских Уставах: Уставе Избранных Коэнов (фр. Elus-Cohens) Мартинеса де Паскуалиса (1700—1774 гг.), «Исправленном Шотландском Уставе Сен-Мартена» и «Исправленном Уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743—1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом «Неизвестный Философ». Так же, в структуру Ордена была включена степень Инициата, символизм и ритуал которой был заимствован из Высших Градусов Исправленного Шотландского Устава (фр. Rite ?cossais rectifi? — R?E?R?), и представляет собой, по мнению исследователя тайных обществ Джона Майкла Грира — степень Рыцаря Благодетеля Святого Града (фр. Chevalier bienfaisant de la Cit? sainte — C?B?C?S?) введенную в Устав другим учеником Паскуалиса — Жаном-Батистом Виллермозом. Орден поддерживал добрососедские отношения с франкмасонством, так, что часть масонов были мартинистами. Выдержав испытание временем, Орден и сегодня продолжает свое дело. В том же году Папюс вступил в теософское общество Елены Петровны Блаватской, однако вскоре покинул его ряды, разочаровавшись. Существуют различные версии причины его разочарования, среди которых основной считается сближение теософии с восточными политеистическими культами Индостана, в частности с индуизмом и прочими, которые Папюс недолюбливал и не поощрял.
С 1888 года Папюс начинает выпускать журнал «Инициация» (фр. l’Initiation), который являлся официальным печатным органом Ордена Мартинистов, и просуществовал вплоть до Первой мировой войны. В том же году вместе с маркизами Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером он участвует в основании «Каббалистического Ордена Розы†Креста», став одним из его соучредителей. «Каббалистический Орден Розы†Креста» благополучно существует и действует по сей день.