Александр Константинович Петров: биография
Пейзажи
Пейзажи Александра Петрова очень разные. И сухие, знойные, меланхоличные, проникнутые подспудно ощущаемым драматизмом русские. Излучающие тепло и морскую влагу крымские. Но именно чувство любви к сотворённому миру объединяет эти удивительные работы. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию петровской анимации. В них — истоки основных мотивов творчества художника.
«Старое кладбище в Армении» — лунный, потусторонний пейзаж, преобразившийся потом в почти рериховское «масло». Вот «рыбаки на уральском озере» — на полотне, кажется, только вода и небо — нет, видна крохотная фигурка в лодочке справа. Или пейзаж со стогом сена — опять небо, огромное, грозовое, там-то, в вышних сферах, наверное, и происходит главное, настоящее. О присутствии человека в мире говорит лишь маленький стожок. Но он есть, он вписан в картину мира.
Или полыхающее оранжевое дерево, на котором видны хрупкие качели. Единое бытие и человек, погружённый в него, но не растворённый. Редкая сегодня гармония восприятия мироздания и попытка прочувствовать место человека в нём. Вселенная, в которой все ценно — и небесные битвы, и приметы человеческого быта. Человек на полотнах Петрова выглядит погружённым в пейзаж, но не растворенным в нём.
Анимация
Его выпускной работой на Высших режиссёрских курсах была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова».
Следующий фильм, «Сон смешного человека» по Достоевскому. Человек, задумавший самоубийство, отторгнут от всех и всего, он — один, он — сам по себе. Такое отдельное существование невозможно (отсюда и решение совершить самоубийство), но невозможна и цельность, гармония, золотой век. Очень точно Петров изображает развращение прекрасного мира: кокетство, первое убийство, разобщенность, строительство крепостей, развитие науки. Нет больше мира радости, счастья. Нам кажется, что А. К. Петров смог не только передать сюжет рассказа, но и философию Ф. М. Достоевского.
Следующей его работой стала «Русалка», где один человек, молодой послушник, отвечает за грех другого, невинный — несёт вину. Ответственность одного за другого (вот в чем выражается связь одного с другим) неизбежна и неотвратима. Олицетворение этой неотвратимости — река, а воплощение её — русалка. Номинант на Оскара — «Русалка» — завораживает зрителя удивительной красотой истории о грехе и воздаянии, соблазне и прощении. «Русалка» — красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости, за предательство. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает «Русалку», дописывает конец мультфильма, последние две минуты.
С 1996 по 1999 жил и работал в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море», благодаря которой художник получил всемирную известность. Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. Главного героя мультфильма А. Петров рисовал со своего тестя. В 2000 году «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».
В 2006 году А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Ивана Шмелёва «Моя любовь» (гран-при XII открытого фестиваля российской анимации и фестиваля «Послание к Человеку», лауреат премии Ника-2007 в номинации «Лучший анимационный фильм»). Этот фильм также был номинирован на «Оскар» 2008 года.
В свободное от съемок время Петров иллюстрирует книги, например, «Старика Хоттабыча» Л. Лагина.
В 2007 году набрал учеников в «Мастерскую Александра Петрова», с 2010 года ведёт официальный курс. Уже первая работа его учениц «Ещё раз!» не осталась незамеченной . Этот фильм получил премию «Ника» в номинации Лучший анимационный фильм 2011 года (режиссёры Елена Петрова, Татьяна Окружнова, Мария Архипова, Алина Яхьева, Екатерина Овчинникова и Наталья Павлычева, продюсер Александр Петров).
Фильмография
- 1984 — Кот в колпаке — художник
- 1984 — Потерялся слон — художник
- 1984 — Воробьишко — художник
- 1984 — Ночь — художник
- 1985 — Сказочка про козявочку — художник-постановщик
- 1986 — Добро пожаловать! — художник-постановщик
- 1988 — Марафон — художник
- 1989 — Хранитель — художник
- 1989 — Корова — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 1991 — И возвращается ветер… — художник-постановщик
- 1992 — Сон смешного человека — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 1996 — Русалка — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария, продюсер
- 1999 — Старик и море — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 2003 — Зимние дни (яп. ??? фую-но хи) (эпизод "мальчик и ворон") — режиссёр, художник-постановщик
- 2006 — Моя любовь — режиссёр, художник-постановщик, автор сценария
- 2007 — Шварцкопф Новый год — режиссёр
- 2010 — Ещё раз! — продюсер
- 2010 — Достоевский (телесериал) — сыграл в эпизодической роли художника Василия Перова
- 2011 — Презентационный ролик этапа Кубка мира по лыжным гонкам в «Дёмино» — режиссёр, художник
Награды и премии
- Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1990) — за мультфильм «Добро пожаловать!» (1986)
- Государственная премия Российской Федерации (1995)
- «Оскар» 2000 года — за мультфильм «Старик и море».
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник