Начало биографии
Николай Иванович родился 27 апреля 1856 г. в селе Ивановском Старицкого уезда Тверской губернии. В 1867 году он был помещен в пансион Санкт-Петербургской Ларинской гимназии, курс которой и окончил в 1879 году. Дальнейшее образование получал на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который так и не закончил, всецело отдавшись журналистской деятельности. Изменившееся материальное положение заставило думать не только событиях и препятствиях, которые надо было одолеть начинающему писателю, но и думать о куске хлеба, пережить с женой и маленькими детьми очень тяжелый и продолжительный период нужды.
Педагогическая и академическая деятельность
Педагогическую деятельность начал в должности преподавателя в 1886 году, познакомившись с директором частной гимназии Я. Г. Гуревичем. Он начал давать частные уроки, которые ему предоставил Гуревич. В конце 1888 года Позняков занял место архивариуса при Императорской Академии наук. Но и это его не удовлетворило: он видел, что, не окончив курс университета, он не сможет занять подобающего места в обществе и стать таким деятелем, каким хотел, поэтому в 1890 году он все-таки получил университетский диплом, что помогло ему сразу же стать преподавателем русского языка и словесности в Павловском и Елизаветинском институтах, а также в Василеостровской женской гимназии. К этим должностям прибавилась должность архивариуса Конференции при Императорской Академии наук, заведующего книжным складом академии. С 1895 по 1905 г. при посредничестве Я. Г. Гуревича он заведовал делопроизводством постоянной комиссии для пособия нуждающимся литераторам и публицистам при Академии Наук.
Литературная деятельность
Литературная деятельность Н.И. Познякова началась в 1879 г., когда в печати появился его первый рассказ «Литератор». После этого не было ни одного мало-мальски известного журнала, в котором не участвовал бы Н.И.Позняков: Нива, Отечественные записки, Русское богатство, Живописное обозрение, Исторический вестник, Русская мысль. Им публиковались стихи, проза, критические обзоры современной литературы. В журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и т. п. рассеяны его многочисленные юморески и фельетоны. Его произведения в различных жанрах пользовались успехом в разночинских кругах, но основное амплуа автора сложилось в качестве писателя и поэта для детей и юношества. Педагогическая работа и знание детской психологии привели к успеху его сборников «Почитать бы», «Лис-хитродум» и т. д. В «Русских ведомостях» в 1885—1890 гг. он помещал систематические обзоры детской литературы и рецензировал детские книги. Немало сотрудничал он и в узкоспециальных педагогических журналах («Женское образование» - с 1881 по 1895 год он вел критический отдел в журнале В. Д. Сиповского; «Образование», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», «Русская школа»), помещая в них педагогические статьи и критические обзоры педагогической и детской литературы. Его интересовали вопросы детского чтения. Им был написан ряд статей по этому вопросу: «Что и как читать детям» («Русская школа» 1892), «Детская книга, её прошлое, настоящее и желательное» («Исторический вестник» 1895) и другие. Среди произведений «взрослой» литературы следует отметить «Дневник Магдалины» - история падения милой и скромной девушки; «Житейские рассказы», роман «Тайна», рассказы «По захолустьям»; поэтический сборник «В лучшие годы».
По личным склонностям Н. И. Позняков был близок к кружку петербургских литераторов и поэтов «Пятница», исповедовавших принципы «чистого искусства»: Э. Э. Ухтомскому, П. П. Гнедичу, К. С. Баранцевичу, Н. Н. Брешко-Брешковскому, Вас. И. Немировичу-Данченко, И. И. Ясинскому. Принял участие в их изданиях. Состоял в переписке с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и т. д.