На государственной службе
Происходил из дворян Лепельского уезда Витебской губернии. Образование получил в Полоцком пиаристском училище и в Виленском университете, затем поступил на службу в ведомство Государственного контроля по департаменту морских отчетов. В 1831 году он переводится в Астраханскую казённую палату по отделению казначейства помощником столоначальника. В этом же году произведен в канцеляристы. В 1832 году ему присваивается чин коллежского регистратора. В 1833 году исполнял обязанности столоначальника хозяйственного отделения, но и служба в Астрахани не открывала для него особенных перспектив. В связи с восстанием 1830 года в Польше в столице трудно строить свою карьеру энергичному провинциальному дворянину римско-католического вероисповедания. Хотя в 1837 году он и получил благодарность «за отлично-усердную службу» от министра финансов Е. Ф. Канкрина, но все же решил навсегда связать свою судьбу с Сибирью.
В 1834 Альфонс Фомич переходит в канцелярию Томского губернского управления, а через год получает назначение секретарем местной губернской строительной комиссии. Его карьера и здесь оказалась недолгой. Уже в 1835 году он служит в департаменте исполнительной полиции МВД, а еще через год Альфонс Фомич переводится по собственному желанию в штат Петербургской казённой палаты помощником винного пристава питейных магазинов, а вскоре и чиновником особых поручений. В 1836 году принят на службу в штат генерал-губернатора Западной Сибири П. Д. Горчакова.
В 1841 году он произведён в коллежские секретари «со старшинством», в 1845 — назначен чиновником особых поручений при Главном Управлении Западной Сибири, а 4 мая 1845 года получает чин титулярного советника, и тоже «со старшинством». В 1847 году заслуги Альфонса Фомича были отмечены орденом Святого Станислава III-й степени. В 1849 году получает чин коллежского асессора и в 1850 году награжден знаком отличия за 15 лет беспорочной службы. Через два года «предприниматель взял верх над чиновником». Надворный советник Альфонс Фомич подал прошение об увольнении со службы, и 10 февраля 1853 года оно было удовлетворено.
Предпринимательская деятельность
Судовладелец
На реках Сибири первые пароходы появились в 1840-е годы. В 1837 году в Туринской слободе тюменский купец 2-й гильдии Наум Тюфин построил пароход «Основа». Он был спущен на воду в Тюмени в 1838 г. В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник, купец 1-ой гильдии Н. Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по озеру Байкал и рекам Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и их притокам. В 1843 году Мясников продал «Основу» и привилегию на учреждение судоходства А. Ф. Поклевскому-Козелл — на тот момент чиновнику особых поручений при Главном Управлении Западной Сибири по финансовой части. Он модернизировал «Основу» и в 1845 году совершил первый рейс в Тобольск. В 1846 году вместе с тюменским купцом Н. Ф. Швецовым Поклевский-Козелл открывает первое судоходное предприятие в Сибири «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелл и К°».
Поклевский-Козелл открывает 2 торговых дома (в Тюмени и Томске), на 2-х концах трассы (1600 км) и занимается поставкой провианта, зерна, муки для армии и работников предприятий. Поклевский-Козелл лидировал в перевозке грузов на Оби до конца 1850-х годов, временами предоставляя свои суда для бесплатной перевозки административных польских ссыльных. После отставки экс-чиновник полностью уходит в бизнес, вкладывает солидные средства в судостроение.