Среди наиболее известных работ Полянского — комплекс зданий пионерского лагеря «Артек» (1960—1970), музей Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982—1991), посольства СССР в Швеции, Греции, Египте.
Ранние годы
А. Т. Полянский родился 29 января 1928 года в селе Авдеевка (ныне Донецкой области Украины). В институте Полянский успевал быть в библиотеке, в студиях живописи и скульптуры, в научном студенческом обществе, на обмерах и зарисовках памятников архитектуры многих городов. Это помогло молодому человеку, экстерном сдавшему экзамены в школе, с красным дипломом закончить институт, а потом и аспирантуру.
В то время советская архитектура переживала переломный период перехода к индустриальным массовым методам реализации творческих замыслов архитекторов. Преподаватель А. Полянского Емельянов Ю. Н. подготовил своей школой органичное творческое вхождение своих учеников в профессию.
Павильон СССР на Всемирной Выставке 1958 года в Брюсселе
Всемирная выставка в Брюсселе имела не только экономический или политический подтекст, но и демонстрировала парад идеологии в самом широком смысле. Группа А.Полянского выполнила павильон в стиле «наивного» конструктивизма с вантами, структурированной кровлей, без ордера. Попытка оторваться от ордерной стены прошла успешно. Этот павильон стал поворотным пунктом, от которого стали вести отсчет: все пропорции павильона проистекали из многолетнего, начиная с диплома, анализа старых архитектурных форм и их соотношений.
Три самых рафинированных сооружения на выставке были: советский и американский павильоны, правильные параллелепипед и полусфера, а также знак выставки — Атомиум.
Артек (1960—1970)
Следующим серьёзным этапом в творчестве А.Полянского стал Артек, многие считают его одним из лучших произведений в советской архитектуре, воплотившем в себе «монтажную» эстетику времени и некую вневременную легкость и простоту, которая присуща только самым отточенным явлениям как в искусстве, так и во всех проявлениях жизни.
Изящно нарисованные, легкие, пронизанные светом и воздухом павильоны над морем, сразу же после своего завершения стали, подобно московскому Дворцу пионеров, символом новой эстетики архитектуры. Образный и пластический язык Артека логически и эмоционально согласуется с началом работы над ним.
Первые эскизы были созданы А. Т. Полянским за полтора дня пребывания на выездном совещании ЦК КПСС в Артеке, посвященном необходимости реконструкции старых корпусов и строительства новых. Именно тогда он нашёл тот образ детского лагеря, легкий и прозрачный, легший в основу всего проектирования. В проекте большое внимание было уделено слепку земной поверхности.
Эскизы, которые продемонстрировали членам ЦК, людям далеким от искусства, в каком пластическом и образном направлении нужно строить пионерские лагеря, не похожие на все предыдущее. Выполнялся и конкурсный проект перестройки района Гурзуфа, лишенного всех коммуникаций и тихо умиравшего.
-
Артек. Один из корпусов лагеря «Морской». 1970.
-
Артек. Площадь дружбы. 1970.
Конкурсные проекты Центрального Музея Ленина в Москве (1969—1980)
О музее Ленина в Москве известно много, написана даже книга (её авторы Е.Розанов и др.), но эскизов А.Полянского практически никто не знает.