Поделиться:

О знаменитости

Жан Пюсель: биография


Жан Пюсель биография, фото, истории - французский средневековый миниатюрист, представитель готического искусства в живописи, основатель техники гризайль

французский средневековый миниатюрист, представитель готического искусства в живописи, основатель техники гризайль

Биография и творчество

Жана Пюселя считают мастером, заложившим основы французской национальной живописи. Его имя было введено в научный обиход в конце XIX века, когда французский учёный, знаток средневековых рукописей Леопольд Делиль, изучая «Бельвильский бревиарий» (Париж, Национальная библиотека), обнаружил надпись, в которой Пюсель упоминается как глава мастерской по изготовлению манускриптов. В другом случае имя Пюселя вместе с именами двух его коллег, было найдено в краткой надписи, сделанной в Библии, которую переписал английский копиист Роберт Биллинг («Библия Роберта де Биллинга», Национальная Библиотека, Париж). Кроме этого было обнаружено, что Жан Пюсель фигурирует в инвентарной описи герцога Беррийского, как автор часослова Жанны д’Эврё «с чёрно-белыми картинками, предназначенными для проповедников» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Интересно, что этот «Часослов» фигурирует в герцогской описи как «Часослов Пюселя». Подобное обозначение в описи было далеко от принятой в то время практики классификации книг в королевских библиотеках и может рассматриваться как величайшее посвящение, своеобразная акколада. Миниатюры трёх перечисленных рукописей стали фундаментом для изучения творчества художника. В дальнейшем имя Жана Пюселя было обнаружено в налоговых отчётах и иных документах.

Точная дата рождения художника неизвестна; вероятно, он родился около 1300 года. Исходя из стилистических особенностей его миниатюр, учёные предположили, что, до того как Пюсель стал самостоятельным художником, приблизительно в 1315-20 годах он прошёл обучение у Мастера Оноре из Амьена, художественное ателье которого располагалось на той же улице Эренбурк, на которой впоследствии открыл свою мастерскую и Пюсель. С другой стороны, в миниатюрах художника обнаруживается явная связь с произведениями Дуччо и Джотто, поэтому возникла гипотеза (документально не подтверждённая), что приблизительно в 1320 году он мог побывать в Италии и познакомиться с современными достижениями сиенской и флорентийской живописных школ. К периоду между 1319 и 1324 годами относится самое первое упоминание Пюселя, обнаруженное в архивных документах; в нём сообщается о передаче денег за выполнение эскиза печати для братства госпиталя Сен Жак о Пелерин в Париже, то есть к этому времени он уже имел собственную мастерскую. В 1323-26 годах Пюсель работал над «Бельвильским бревиарием». В 1327 году из его мастерской вышел манускрипт, известный сегодня как «Библия Роберта де Биллинга». К 1325-8 годам относят создание «Часослова Жанны д’Эврё». В 1330-35 годах Пюсель и его мастерская работали над манускриптом «Чудеса Нотр-Дам» (Национальная Библиотека, Париж). Творческая жизнь мастера была успешной, полной открытий, но непродолжительной — он скончался в 1335 году.

С именем Жана Пюселя связан новый этап в развитии французской миниатюры. Он был выразителем чисто французского духа — тонкого, лёгкого и ироничного. Его миниатюры полны новыми прочтениями старых сюжетов, а поля страниц разрисованы гротесками, получившими название «дролери» (от фр. droler — забавлять). В этих «дополнениях» к главному сюжету страницы можно видеть затейливые фантазии и иронию, когда человеческое тело заканчивается, например, рыбьим хвостом, а из под монашеского плаща выглядывают козлиные копыта или птичьи лапы.

Известный французский учёный Андре Шастель выделяет три стилистические особенности, которые отличают миниатюры Пюселя от предыдущей французской живописи и важны для понимания сути творчества художника.

Во-первых, это пластическая моделировка фигур. Независимо от того, выполнены они в гризайле или полихромны, фигуры в его миниатюрах похожи на статуи, освещенные ярким светом, а не на плоские силуэты, размещённые на раскрашенном заднике, как это было в предшествующей живописи. Удивляет свобода, с которой он поворачивает фигуры в самых разных ракурсах. Несомненно, это свидетельство знакомства с новейшими достижениями живописи, в частности, творчеством Дуччо и Джотто.

Во-вторых, это интуитивное (не научное, как во времена Ренессанса) чувство пространства, которое он старался воплотить в своих работах, (что, по мнению экспертов, также было инспирировано работами итальянцев). Попытку передачи пространственного объёма можно видеть, например, в миниатюре «Благовещение» из «Часослова Жанны д’Эврё», где фигуру Богоматери художник разместил в некоем подобии табернакля, постаравшись передать его глубину. Миниатюра почти полностью копирует подобный же сюжет из знаменитой «Маэста» Дуччо. Исследователи отмечают, что Пюсель использовал в своей работе разные виды построения перспективы — обратную, осевую и некоторые элементы прямой. Чтобы лучше передать состояние световоздушной среды, обволакивающей фигуры, он сгущал тона в глубине интерьера, придавая ему более реальный вид.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владислав Яма Владислав Яма

украинский танцор, а также судья телевизионных проектов «Танцуют все!» и «Украина имеет талант»

Бибиана Штайнхаус Бибиана Штайнхаус

немецкий футбольный судья и сотрудница полиции Ганновера

Эдуард Владимирович Чувашов Эдуард Владимирович Чувашов

федеральный судья

Терье Хауге Терье Хауге

норвежский судья по футболу

Арвид Харнак Арвид Харнак

немецкий юрист и антифашист, участник подпольного сопротивления в гитлеровской Германии

Николаос Флогаитис Николаос Флогаитис

юрист и участник освободительной войны Греции 1821—1829 гг

Феофан Грек Феофан Грек

великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора