Биография
Мирза Фатали Ахундов родился 30 июня 1812 года в Шеки в семье крупного ахунда. В 1814 году его семья переезжает в деревню Хамне вблизи Табриза, Иран. Когда Фатали исполнилось семь лет мать развелась с мужем и вместе с Мирзой Фатали вернулась в город Шеки к дяде. Гаджи Алескер, ставший для него «вторым отцом», учил мальчика Корану, арабскому и персидскому языкам, а также средневековым восточным наукам. Отправившись в святую Мекку Гаджи Алескер оставил Мирзу Фатали в Гяндже у учёного Моллы Гусейна, который стал преподавать будущему писателю арабскую логику и другие науки. Среди преподавателей медресе, где в 1832 году учился Ахундов, был азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, который познакомил будущего писателя с западной светской мыслью. Воспевавший своими стихами винопитие Мирза Шафи Вазех негативно относился к необходимости трезвости в исламе и считал мусульман чернью. Не увидев у молодого Ахундова зрелого разума, должной убеждённости в вере и наличия искренности Мирза Шафи Вазех отговорил его делать религиозную карьеру. Впоследствии Мирза Фатали Ахундов вспоминал Мирзу Шафи:
По возвращении Гаджи Алескера Ахундов в 1833 году поступает в казённое училище, а через год переезжает в Тифлис, где поступает на государственную службу в канцелярию Главноуправляющего гражданской, а впоследствии и военной частью Кавказа в качестве переводчика восточных языков, где он прослужил до конца жизни.
Будучи фанатичным атеистом безудержно критиковал все религии, в особенности догмы ислама, устои мусульманской веры (чем также заслуживал награды Российской империи). Ахундов считал, что все религии "абсурд и вымесел", которые являются главным препятствием в развитии и распространения просвещения, науки и культуры. Ахундов отвергал идею о Боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, придерживаясь той точки зрения, что бытие Вселенной "...в своём происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанций...". В 1875 году он писал, что одной из причин, тормозящей процесс родного ему народа, является паломничество в Мекку, куда "ежегодно шляется миллион из Кавказского края без всякой пользы...". В своём философском труде «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего» Мирза Фатали выступал с антиисламских позиций, называя учение Мухаммеда «системой надувательства простолюдинов», а Аллаха «кровопийцей и террористом», «безнравственным и жестоким эгоистом» и т. д. Он писал: "Теперь нужна одна наука, которая ведет к цивилизации, а религия, основанная на суеверии, — пустой призрак".
Излишне прямолинейно и субъективно критиковал, оскорблял своего верующего сына Рашида и жену Тубу-ханум, которая однажды бросила вызов его атеизму. Из-за враждебности М.Ахундова к исламу и мусульманам чинились препятствия к его погребению на мусульманском кладбище в Тифлисе.
Ахундов являлся одним из предшественников иранского национализма. Как отмечает Свентоховский, Ахундов
В 1873 году на основе латинского и русского алфавитов Мирза Фатали Ахундов составил алфавит, полностью заменявший силлабический арабский и приспособленный к звуковым особенностям азербайджанского языка.
Государственная служба
1 ноября 1834 года Главноуправляющим в Грузии генерал-адъютантом бароном Розеном «как хорошо обученный языкам: арабскому, персидскому, турецкому и татарскому, назначен временно для занятий по Гражданской канцелярии Его Величества в помощь к штатным переводчикам».