Принцесса Тюрингии
Святая Радегунда родилась приблизительно в 518 году в Эрфурте, главном городе государства Тюрингия. Она была дочерью Бертахара, короля Тюрингии, одного из трёх правителей, наряду с его братьями Герменефредом и Бадерихом, разделивших между собой ориентировочно в 507 году королевство Тюрингия.
В 525 году Герменефред неожиданно напал на своего брата Бертахара, убил того и захватил его королевство. После этого Радегунда вместе со своим младшим братом, имя которого в исторических источниках того времени не упоминается, была воспитана при дворе своего дяди. В 529 году, подстрекаемый своей злой и жестокой женой Амалабергой, Герменефред восстал против своего другого брата — Бадериха. Герменефред заключил союз с королём Австразии Теодорихом I, пообещав тому в случае победы отдать половину королевства брата. В произошедшем сражении победа осталась за Герменефредом и Теодорихом I, Бадерих погиб, однако Герменефред отказался выполнить условия договора и сохранил за собой всё королевство.
В 531 году Теодорих I, используя как предлог обвинение Герменефреда в том, что тот так и не передал ему часть своего королевства, объявил войну тюрингам. Он заключил союз со своим братом Хлотарем I и выступил против Герменефреда. В произошедшей битве на реке Унструт братья нанесли сокрушительное поражение тюрингам, многие из которых погибли, и захватили почти всю Тюрингию. Король Герменефред бежал, укрывшись в крепости Скитинг (совр. Бургшайдунген на реке Унструт). Между тем Теодорих I, устроив неудачное покушение на брата, поссорился с Хлотарем, и тот отказался от продолжения войны и вернулся в своё королевство, прихватив с собой часть захваченных трофеев, среди которых была и племянница короля Герменефреда, дочь его брата Бертахара, Радегунда вместе со своим младшим братом.
Пленница Хлотаря I
Хлотарь I намеревался воспитать её в духе смирения и впоследствии сделать своей женой. Вернувшись домой, он предоставил Радегунде свою королевскую резиденцию на вилле Ати в Вермандуа близ реки Соммы, где она получила первоклассное литературное и религиозное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин. Изначально Радегунда была язычницей, но в городке Ати познакомилась с христианским учением и приняла святое крещение. Изучая основы христианской веры и латынь, она научилась писать и читать, что для того времени считалось высоким уровнем образования, до которого дотягивали не все короли. Будучи ещё совсем ребёнком, она проводила много времени в молитвах и с детства мечтала посвятить себя монашеской жизни.
Наделённая от природы сердечностью и состраданием, она плакала над Житиями святых и тоже мечтала стать мученицей. Любовь к богу привела её к проблемам простых людей. Вокруг неё в домиках для прислуги царили голод и нищета. Обездоленные люди зачарованными глазами смотрели на молодую и прелестную принцессу, сердце которой наполнялось жалостью к этим несчастным. Наперекор воле своей свиты она очень часто собирала у себя бедняков, отмывала их в большом котле, усаживала за стол и кормила досыта. А потом обращалась к их душам, помогая нести бремя жизни: рассказывала им о Боге и зачитывала тексты из Священного Писания.
Радегунду окружали знатные сверстницы, среди которых было очень много сплетниц, завистниц и соперниц. Для них она всегда оставалась чужестранкой, принцессой захваченной страны и при случае, ей постоянно напоминали об этом. Их зависть разгоралась ещё сильнее, если они видели, что Радегунда находилась под покровительством самого короля. Тем более, что он овдовел, после смерти Гунтеки, и появились упорные слухи, что иностранка может стать новой королевой франков.
Кстати, у Меровингов в ходу было «многожёнство», но в современном понимании значение этого термина немного отличается. В V—VIII вв. был широко рапространён конкубинат — основанный на германском праве институт сожительства, с точки зрения современных историков не нарушавший законов того времени. Со стороны христианской церкви больших проблем по этому поводу не возникало, так как её представители в большинстве случаев смотрели на эти связи сквозь пальцы, но существование у одного монарха нескольких законных жён церковь запрещала. В качестве конкубин («вторых жён») выступали женщины, занимающие более низкое положение в обществе, чем их «супруг», а вот венчанная («главная жена») должна была быть знатного или королевского происхождения, и если монарх в целях достижения каких-либо политических целей хотел заключить новый брак, то тут возникали проблемы, так как, чтобы он стал легитимным, ему необходимо было развестись с предыдущей законной женой.