Непревзойденный мастер оркестровки, Рогаль-Левицкий сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты, используя для создания этих произведений фортепианную музыку известных композиторов.
Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий родился 2 июля (14 июля) 1898 года на Успенском прииске в Якутской губернии в семье горного инженера и музыканта-любителя Романа Филипповича Рогаль-Левицкого. Получил хорошее домашнее образование под руководством своей матери, Наталии Александровны, которая занималась с ним музыкой. После переезда семьи в Москву, с 1908 года посещал музыкальные классы А. П. Буниной, а с 1910 года — занимался в классе фортепиано Елизаветы Фабиановны Гнесиной (1879—1953), в училище Е.и М. Гнесиных. В 1917 году окончил Первую московскую гимназию с серебряной медалью. В том же году отправился на турецкий фронт в качестве вольноопределяющегося. После освобождения от военной службы продолжил занятия музыкой.
С 1921 года занимался теорией музыки и композицией с А. Т. Гречаниновым, в течение трех лет частным образом.
В 1925 году — окончил Московскую консерваторию по классу арфы М. А. Корчинской и научно-теоретическое отделение творческого факультета по классам теории музыки (педагог Г. Э. Конюс) и инструментовки (С. Н. Василенко).
- С 1926 по 1929 годы Рогаль-Левицкий работал научным сотрудником Музыкально-этнографических курсов Государственного института музыкальной науки.
- 1927 — Редактор «Трудов» Ассоциации камерной музыки и московского отдела издательства московского Общества драматических писателей.
- 1927 — Член-корреспондент Северо-Кавказского Горского Научно-исследовательского института в Ростове-на-Дону. Публиковал рецензии и музыкально-критические статьи в различных журналах и газетах.
Супругой Дмитрия Романовича стала ученица Л. Н. Оборина пианистка Тамара Николаевна (1910—1999), которая позднее, с 1960 по 1975 годы возглавляла Школу-семилетку имени Гнесиных.
Оркестровка
Оркестровка фортепианных произведений для балетов
- В 1929 году Рогаль-Левицкий инструметовал фортепианные произведения Листа для постановки Танцевальной сюиты Голейзовского
- В 1934 году состоялась премьера балета Голейзовского «Песнь любви», с музыкой Ф.Листа
- В 1958 году Голейзовский поставлил в Ленинградском хореографическом училище балет «Листиана», (художник Т. Бруни), состоящий из номеров:
- «Забытый вальс»
- «Утешение»
- «Вальс-импровизация»
- «Листок из альбома»
- «Мыслитель»
- «Забытый романс»
- «Порыв»
- «Кампанелла»
- 17 октября 1962 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета Голейзовского «Скрябиниана», на музыку Александра Скрябина.
- «Скрябиниана» состояла из музыкальных номеров:
- Поэма op. 32, No.1 — «Гирлянда»
- Прелюдия, op. 11, No.17,10,6 — «Три настроения»
- Поэма, op. 34 — «Трагическая поэма»
- Этюд op. 2, No.1 — «Лирическая этюд»
- op. 3, No. 6 — «Мазурка»
- Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость» — «Романтический дуэт»
- Этюд, op. 8, No.10 — «Вакхический этюд»
- op. 24 — «Мечты» («Дифирамб»)
- Этюд, op. 8, No.12 — «Героический этюд» («Героика»)
- op. 16, No. 1,2,4 — «Три прелюдии»
- «Две поэмы»
- «Сатаническая поэма»
- op. 63, No.2 — «Странность»
- op. 32, No.2 — «Драматическая поэма»