Исторические свидетельства
Сведения о Рогволоде содержатся в древнерусской летописи под 980 и 1128 годами и могут восходить как к одному источнику, так и к разным устным источникам.
«Повесть временных лет» под 980 годом:
Владимир Святославич вернулся в Новгород с варягами… И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, словен, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.
Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку под 1128 год:
Об этих же Всеславичах так рассказывают сведующие. Рогволод владел Полоцкой землей, и держал её, и княжил в ней. А Владимир находился в Новгороде, еще малолетним и язычником, и был у него дядя Добрыня воевода — храбрый и распорядительный муж, и он послал к Рогволоду, прося у него дочь за Владимира… Этот Рогволод пришел из заморья и владел Полоцком… Добрыня, наполнился яростью, и, взяв воинов, пошел на Полоцк и победил Рогволода. Рогволод же бежал в город, и подступили к городу, и взяли город, и самого князя Рогволода взяли, и жену его и дочь его; и Добрыня, в оскорбление ему и дочери его, нарек ей сына рабыни, и повелел Владимиру быть с ней перед отцом её и матерью. Потом Владимир отца её убил, а саму взял в жены… Она же сказала: «Опечалилась я, ибо отца моего убил и землю его пленил ради меня…»… И с тех пор вынимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.
В. Н. Татищев передает информацию о Рогволоде из Иоакимовской летописи: «Владимир, возвратясь от Варяг с войском и собрав новогородцев, пошел на полоцкого князя Рохволда, потому что тот завоевал волости новогородские». То есть Рогволод был не просто вассалом и возможным тестем Ярополка, но и активным его союзником в междоусобной борьбе 975—978 гг.
Мнения историков
Этимология имени Рогволода
Авторитетным считается мнение Е. А. Рыдзевской и Т. Н. Джаксон, согласно которому имена Рогволода и Рогнеды рассматриваются как скандинавские. Приводятся созвучные полоцким скандинавские варианты имен: Рогволод — Рёгнвальд, Рогнеда — Рагнхильд.
Ряд дореволюционных русских историков — П. В. Голубовский, Н. И. Костомаров, М. В. Довнар-Запольский — сомневались в варяжском происхождении полоцких князей. Имеется объяснение имени Рогволода из славянских слов «рог» и «волод» (ср. с Всеволод).
Учитывая, что слово «рог» в древнерусском языке (как и во многих других индоевропейских), означало скипетр, зримый символ власти, перевод имени Рогволод не требует дополнительного пояснения. Оно значит «Владеющий Властью», а Рогнеда — «Неженная Властью, рождённая для Власти». Ср. её ответ Добрыне: не хочу розути робичича. Такой позиции придерживается и В. П. Тимофеев
Историчность Рогволода
Историки не полностью доверяют летописи, называя её сведения преданием о Рогволоде. Е. А. Рыдзевская не отрицает возможности и того, что «предание о Рогволоде как о норманне родом» может быть лишь династическим, «в духе, например, тех уже совершенно фантастических генеалогий, какие известны в русской историографии московского периода». Возможно, предание восходит к исторической песне, сложившейся в Полоцкой земле не позднее конца XI — начала XII в.
Таким образом, существует две версии происхождения князя. По одной он представитель местной династии. Знают Рогволод и Рогнеда и славянский свадебный обычай «разувания». По другой версии Рогволод — викинг Рёгнвальд.
Ю. В. Коновалов отождествляет его с Рёгнвальдом Достославным (Олафсоном), конунгом в Вестфольде. «Эта песнь называется Перечень Инглингов. Рёгнвальд был сыном Олава Альва Гейрстадира, брата Хальвдана Черного. В этой песне названы тридцать предков Рёгнвальда…» Рёгнвальд Олафсон был норвежцем и жил в IX веке, сведений о нём не сохранилось.