Биография
Родители Рюдигера бедствовали, поэтому он пошёл в школу только в 14 лет. Затем учился в гимназии в Гере. С 1692 года изучает философию и теологию в Галльском университете. Одновременно работал домашним учителем у Христиана Томазиуса. В 1695 году он прервал учебу по болезни, а в 1696 году продолжил изучение теологии в Йене. Через год он начинает изучение медицины и права в Лейпциге. В 1700 году Рюдигер получает в Лейпциге степень магистра философии и начинает давать первые частные лекции. В 1703 году он становится доктором медицинских наук, но скоро вынужден прекратить врачебную практику по болезни. В 1707 году перебирается в Галле. В 1712 возвращается в Лейпциг, открывает врачебную практику и читает лекции. В 1716 году он становится советником и лейбмедиком курфюрста Саксонского, однако вскоре целиком посвящает себя преподаванию и написанию книг.
Философия
Как философ, Рюдигер был эклектиком; он выступал против некоторых положений Лейбница и Вольфа (например, против учения о врождённых идеях, о предустановленной гармонии) и утверждал, что душа протяжённа и что все представления происходят из чувств.
Основанием всей философии Рюдигера является представление о Боге. Бог предписывает людям свою волю как закон; добродетельные люди — те, которые исполняют эту волю. Уверенность в существовании Бога и бессмертии души следует черпать не из откровения, а из разума, предоставленного самому себе.
Главные сочинения Рюдигера:
- «Philosophia synthetica» (Галле, 1707 и чаще; позднее издавалось под заглавием «Institutiones eruditionis»),
- «Physica divina» (Франкфурт, 1716),
- «Philosophia pragmatica» (Лпц., 1723),
- «Anweisung zur Zufriedenheit der menschlichen Seele als dem h?chsten Gute dieses zeitlichen Lebens» (1721 и 1726). Ср. W. Carls,
- «A. R?digere Moral-philosophie» (Галле, 1894).