Саид Нурси оказал значительное влияние на развитие ислама в современной Турции, а также по всему миру. Вся жизнь Нурси сопровождалась необычными и опасными событиями. Он воевал на фронте, побывал в русском плену, был депутатом, много путешествовал. Постоянно находился в центре внимания крупных политических деятелей Османской империи, Турции и других государств. В течении 28 лет неоднократно подвергался арестам, гонениям, покушениям и прочему политическому давлению, однако каждый суд его оправдывал. Является одним из наиболее изученных и почитаемых исламских деятелей в Турции и в тюркском мире, а также в ряде арабских стран и странах Африки, однако мало известен на Западе. Одним из известных последователей Нурси является Фетхуллах Гюлен.
Полагая, что современная наука и логика ведут в будущее, он выступал за преподавание религиозных наук в светских школах и современных наук в религиозных школах. Нурси посвятил значительную часть своей деятельности толкованию Корана, проблемам мусульманского общества, однако также уделял внимание проблемам политической и светской жизни. Всё это помогло ему написать главный труд его жизни «Рисале-и Нур» — комментарий к Корану, значительно отличающийся от классических исламских трудов. Сборник произведений «Рисале-и Нур» переведен на более, чем на 50 языков мира, признан многими[кем?] религиозными деятелями, как мусульманскими, так и деятелями мировых конфессий . В основном ведя отшельнический образ жизни, Нурси собрал вокруг себя большое количество учеников, с помощью которых переписывались множества копий «Рисале-и Нур». Несмотря на то, что со дня смерти Нурси прошло уже несколько десятилетий, его идеи актуальны и в современном исламском мире, а его ученики продолжают распространять «Рисале-и Нур».
Жизни Нурси посвящено множество книг — в основном на турецком языке. По просьбе учеников, Нурси ещё при жизни написал автобиографию, разделив свою жизнь «Старого Саида» и «Нового Саида».
Старый Саид
Ранние годы
Саид Нурси родился в горном селении Нурс, в Восточной Турции. Регион, где он родился и провел юность, в османский период назывался Курдистаном. Его отца звали Мирза, а мать Нурие (Нура). Отца семейства также называли суфий Мирза за его принадлежность к суфийскому ордену. Саид был четвёртым из семерых детей. Двое старших детей в семье были девочками, Дюррие и Ханым. Ханым стала знатоком в области религии. После инцидента в Битлисе в 1913 году оба отправились в добровольное изгнание в Дамаск. Ханым скончалась в Мекке в 1945 году, когда обходила аль-Каабу. Следующим ребенком был Абдуллах, который тоже стал ходжой и был первым учителем молодого Саида. Он умер в Нурсе в 1914 году. Вслед за Саидом родился Мехмед, который преподавал в медресе в деревне Арвас, расположенной недалеко от Нурса. Далее появился Абдулмеджид, который учился долгие годы у своего старшего брата Саида. Он приобрел известность благодаря своим переводом на турецкий язык двух работ Нурси, написанных на арабском языке. Абдулмеджид скончался в Конье в 1967 году. Нет сведений о младшем ребенке, девочке по имени Мерджан. Старшая сестра Дюррие была матерью Убейда, тоже ученика Саида. Она утонула в деревенской реке, когда её сын был в малолетнем возрасте.
Отец семейства — Мирза умер в 1920-х годах и похоронен на кладбище Нурса. Покинув родной дом для продолжения образования, Саид никогда больше не виделся с матерью. Она скончалась во время Первой мировой войны и была так же похоронена в Нурсе. Позднее Саид скажет:
Отрочество Саида прошло в Нурсе вместе с семьей. Он рос чрезвычайно смышленым, любил постоянно исследовать, спрашивать и находить ответы на интересующие его вопросы. Много лет спустя, объясняя, как научные метафоры могут выродиться и превратиться в суеверие, «если попадут в руки невежды», он привел в качестве примера случай, иллюстрирующий этот факт.