Поделиться:

Двадцать третье мая - полет "Италии" на Северный полюс

В этот день, в 1592 году инквизиция арестовала итальянского философа Джордано Бруно, обвинив его в ереси. Католическая церковь приговорила его к сожжению, а почти триста лет спустя на месте казни был установлен памятник в его честь – так что можно смело сказать, что его вклад в науку не забыт.

Двадцать третьего мая 1928 года стартовал дирижабль "Италия", который вез научную экспедицию к Северному полюсу. До него в подобной экспедиции участвовал дирижабль "Норвегия", вполне успешно выдержавший этот трудный полет, так что технические характеристики "Италии" оставили практически без изменений. Как и большая часть дирижаблей тех лет, этот дирижабль был наполнен горючим водородом, что не добавляло ему безопасности.

В планы экспедиции входили исследования Северной земли, Земли Франца-Иосифа и областей севернее Гренландии. Часть расходов взяло на себя Географическое общество Италии, а часть - сам Дуче (Муссолини). В команду вошло 18 человек, а руководителем экспедиции стал  Умберто Нобиле, что повлекло серьезную размолвку с Руалем Амундсеном, известным исследователем.

Дважды "Италия" пыталась начать полет. Первый раз он был сорван непогодой. То же случилось и во второй раз: оба раза дирижабль возвращался на базу. Только в третий раз, утром 23 мая, "Италия" полетела в направлении Северного полюса. Примерно в полночь дирижабль уже находился над полюсом, куда и были сброшены итальянский флаг и крест, полученный из рук самого Римского папы.

 Дирижабль повернул обратно, однако полет осложнялся встречным ветром и сильным обледенением. «Италия» сильно отклонилась от курса, при этом ее экипаж находился в неведении отклонений. Двадцать пятого мая случилось непредвиденное: из-за проблем с рулем высоты дирижабль начал крениться на нос, а потом у него заклинило руль высоты.

Поломку быстро устранили, но она стоила экипажу потери одного из трех двигателей.

Утром 25 мая экипаж в последний раз вышел на связь с сопровождающим кораблем - и пропал. Что случилось с «Италией» - станет известно лишь много дней спустя, из рук немногих выживших членов экспедиции, для которых возвращение домой оказалось гораздо труднее полета на сам Северный полюс…

Как оказалось, вскоре после выхода на связь дирижабль потерял скорость и снова начал крениться - на этот раз на корму. Путешественники сбросили балласт, однако снижение продолжалось, и уже через несколько минут «Италия» со всего маху ударилась об лед. При ударе от нее оторвало мотогондолу, из-за чего часть экспедиции оказалась на льду - а шестеро остались в снова взмывшем вверх неуправляемом дирижабле.

При падении погиб моторист, несколько человек были сильно ранены. У самого Нобиле - сломаны голень и запястье, у других - нога или рука. Большой удачей для потерпевших крушение было то, что из дирижабля выпало несколько мешков с провизией и

ящик с навигационными приборами. Это был особый блок вещей, приготовленный для высадки на лед, в котором находились палатка, оружие и радиостанция. Если бы не эта счастливая случайность - никому из исследователей не удалось бы выжить на льду.

Несмотря на то, что у Нобиле появилась коротковолновая радиостанция, в следующие два дня попытки выйти на связь оказались неудачными. Вспомогательный корабль «Читта ди Милано» бороздил море в поисках экспедиции, но безрезультатно.  Никто не знает, чем закончилось бы это путешествие для Нобиле и его команды, если бы 3 июня случайный русский радиолюбитель не поймал сигнал экспедиции. Уже 6 июня эти позывные были

переданы итальянскому правительству, а 8 путешественникам удалось передать свои координаты. Еще через несколько дней Швеция, Норвегия и Италия организовали спасательную экспедицию.

В спасательной операции принимали участие и русские суда (ледокол «Малыгин» и ледокол «Красин»), однако в связи со сложностью обстановки и из-за тяжелых льдов "Малыгин" оказался в ледяном плену Баренцева моря и выбыл из операции.

Несмотря на разногласия с Нобиле, известный путешественник Руаль Амундсен с первого дня катастрофы искал средства для спасения экспедиции.  Восемнадцатого февраля

 в его распоряжение предоставили гидроплан, однако вылетев из Тромсе в Шпицберген, Амундсен так и не вышел на связь. Лишь много месяцев спустя в море были найдены поплавок от самолета и пустой бензобак. Место смерти великого первооткрывателя осталось неизвестным. Знал бы Нобиле, что ради его спасения его противник Амундсен расстанется с жизнью…

Группа раскололась: трое ее членов (Мальмгрен, Цаппи и Мариано) отправились пешком в Конгсфьорд, остальные стали ждать помощи, которая добралась до них лишь 20 июня в виде гидросамолета майора Маддалены, доставившего медикаменты и еду. Следом пришли еще два грузовых самолета, а затем шведский летчик Лундборг вывез Нобиле и Титину. Правда, вывезти остальных членов экипажа он не успел: при очередном приземлении самолет ударился о лед, и Лундборг сам присоединился к потерпевшим катастрофу. Оставалась неизвестной и судьба третьей группы - той самой, которая находилась в улетевшем дирижабле.

Правда, те путешественники, которые остались на месте, были в лучшем положении, чем отколовшаяся группа Мальмгрена. Ее обнаружил экипаж русского самолета под началом Чухновского. Чухновский передал координаты ледоколу «Красин», и начал возить путешественникам продукты и медпомощь. Его постигла та же участь, что и Лундборга: уже через несколько дней он сломал шасси и тоже оказался в плену льда. Русский самолет успел передать сигнал помощи для ледокола «Красин», который добрался до места и принял на борт и самого Чухновского, и Мариано с Цаппи. На тот момент среди путешественников уже не было Мальмгрена – по их словам, он откололся от них несколькими днями ранее.  Что было неожиданным для медиков - так это то, что из двоих найденных людей у одного (Цаппи) был плотно набит кишечник, чего не могло произойти в принципе – ведь  отколовшаяся от основной партии часть экспедиции голодала. Врачи посчитали, что Цаппи питался мясом погибшего за месяц до этого Мальмгрена.

Оставалась неизвестной судьба группы аэронавтов, находившихся в неуправляемом дирижабле. И хотя поиски продолжались, итальянцы потеряли еще один поисковой самолет, так что к концу сентября, через четыре месяца после крушения «Италии», искать оставшихся в гондоле людей перестали.

Уже в 1969 году Нобиле собрал средства для открытия памятника погибшим аэронавтам, а в 1995 году Банк России выпустил монету "Спасение экспедиции Нобиле" достоинством в сто рублей.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора