Поделиться:

Медуэйский рейд

На море англичане воевали много и охотно. Связано это было с тем, что традиционно Британия обладала мощным и достаточно современным флотом, несколько веков удерживая звание «царицы морей». Но и на старуху, как говорится, приходит проруха, и в XVII веке три войны с Голландией  не принесли англичанам ни выгоды, ни удовольствия. Первая закончилась Вестминстерским договором, мирным, но не приятным ни одной стороне, а две следующие Англия практически проиграла.

В июне 1667 года, во время второй англо-голландской войны, голландцы применили тактику, которая нанесла английскому флоту не только убыток, но и большую обиду.

Уже во время сражения неподалеку от Ла-Манша голландцы поступили не по правилам. Англичане не сомневались в собственной победе, ведь у голландцев полностью отсутствовали мощные линейные корабли, и при традиционном ведении боевых действий против английского флота не мог устоять никто – бортовой залп линкора вполне мог превратить в щепки любой голландский фрегат. Но на этот раз англичане просчитались – вместо того чтобы выстроиться в кильватерную линию и лупить по проходящим мимо вражеским кораблям из пушек, голландские суда рассыпались вокруг боевой колонны англичан и принялись клевать ее со всех сторон. Он ухитрялись даже проскакивать между английскими кораблями и расстреливать их с двух бортов – с одной стороны в корму, с другой – по носу. Приказ был – стрелять по парусам, а потому английский флот быстро потерял скорость и был вынужден отступить.

Можно сказать, что схватка эта закончилась ничем – ни один из кораблей не утонул, но обе стороны получили значительные повреждения судов. Англичане, как обычно, развернули флот и увели его вверх по Темзе, разместив на трех базах. Экипажи судов отпустили на берег, и матросы разбрелись по кабакам и публичным домам. А принц Руперт, руководивший морским боем, в бешенстве рванул в адмиралтейство, где, топая ногами, требовал пороха, новых пушек, денег на выплату жалованья и прочего. Знать бы ему, что последует позже!

Голландцы, вопреки обыкновению, не отправились всем флотом в свои порты, а послали туда лишь сильно поврежденные суда. А вот остальные фрегаты подошли к устью Темзы и ночью двинулись вверх по реке. Голландцы исходили из простого положения: если здесь прошли тяжелые линейные корабли англичан, то уж их фрегаты проскользнут точно. Торопиться было некуда, и к первой базе англичан на выходе в реку Медуэй они подошли на рассвете. Единственным препятствием для продвижения дальше была цепь, натянутая через Темзу от берега до берега. Пришлось высадить десант и цепь немного приспустить. А после этого началось в буквальном смысле избиение английского флота.

Голландские фрегаты лупили из всех пушек во все стороны, уничтожая оставшиеся без экипажей корабли. Ответить на их огонь было некому, и лишь однажды командующий рейдом приказал прекратить огонь по левому борту – уж больно ему понравился «Ройял Чарльз», вооруженный более чем сотней орудий. Вдоволь нарезвившись, голландцы прихватили с собой в качестве приза этот корабль и ушли восвояси.

Переименованный «Ройял Чарльз» превратился в самый крупный корабль голландского флота и позже с успехом воевал против своих бывших хозяев. По сообщению английского адмиралтейства Бриатния потеряла безвозвратно семь крупных судов (не считая «Ройял Чарльза») и более десятка вспомогательных кораблей.

Этот рейд голландцев, названный Медуэйским, имел не только военное значение. В Лондоне началась паника – скупались продукты, топливо, галантерея, в результате чего резко возросли цены. Дело в том, что лорд адмиралтейства оговорился, что если бы голландские корабли двинулись дальше, то они могли бы достичь столицы. Ну а приятным итогом (для голландцев) стало скорое заключение мира на весьма невыгодных для англичан условиях.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

 

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Путь Дмитрия Юрченко: биография без прикрас

Группа компаний 1520: проектирование и строительство ж/д узлов

Группа компаний 1520: проектирование и строительство ж/д узлов

Владимир  Крупчак. Бухта радости

Владимир Крупчак. Бухта радости