Поделиться:

«Фальшивый» скульптор Альчео Доссена

Альчео Доссена родился в 1876 году – в Кремоне. Наверняка это гордое название известно каждому, кто любит играть на гитаре: до сих пор в Россию привозят гитары, которые называются «Кремона» (и хорошие гитары, надо сказать!)

Этот итальянский город известен тем, что именно там родились и Страдивари, и Амати – самые известные в мире скрипичные мастера. Хотел делать скрипки и юный Альчео Доссена. Правда, подросток быстро понял, что работа с деревом – не его призвание. Доссена работал в каменоломнях – но и эта работа оказалась очень трудной, а особыми художественными талантами он не блистал… И вот, в тридцать лет он, наконец-то, решился оторваться от родных корней и переехал в Рим, где несколько лет пытался выбиться из нищеты.

В 1916 году, в одном из небольших римских кафе Альчео наконец-то встретил человека, сотрудничество с которым и сделало его имя столь знаменитым. Антиквару Фазоли, которому Альчео пытался продать одну из своих работ, очень понравился небольшой рельеф в стиле эпохи Возрождения. Альчео просил за работу всего сто лир – но антиквар перепродал его работу уже за три тысячи, после чего и предложил Доссене работу. Альчео вовсе не был хорошим художником. Зато у него была отличная коммерческая жилка. Да и излишняя честность осталась далеко в Кремоне. Создавать что-то новое и пользующееся спросом? Трудно. И почти невозможно продать. Но отчего не попробовать убедить покупателя, что покупаемая им скульптура принадлежит не неизвестному скульптору, а мастеру античности? Пусть Доссена был плохим скульптором – но он, как никто, умел «состарить» созданные творения, и придать фактуре мрамора отпечаток времени, за которым прекрасно прятались недочеты в анатомии. Конечно, Доссена согласился работать вместе с Фазоли.

Для того, чтобы у покупателей не было вопросов насчет такого количества «древних» скульптур, мошенники даже придумали целую легенду о разрушенном страшным землетрясением монастыре, в котором ведутся раскопки. Преступники настолько широко развернулись, что их работы можно было встретить у самых важных и богатых людей двадцатого века. Например, одна из работ Доссены долгое время хранилась в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее (преступники убедили персонал музея, что продают работу греческого мастера, датирующуюся VI веком до нашей эры). Венский музей хранил подделки под фотонную группу из Велии, в Кливленде находилась псевдо-Диана и так далее… В музеи и частные коллекции попали десятки скульптур, приписываемых руке Донателло, Вероккьо, Росселино и других.

Казалось – преступникам ничто не грозит. Столько раз аферы сходили им с рук! Всего за шесть лет антиквар Фазоли и его подельник Палези получили семьдесят миллионов лир! И это несмотря на то, что сам мастер – Доссена – продолжал получать лишь мизерную долю.

Вполне возможно, что преступный сговор не был бы раскрыт никогда – однако в 1927 году Альчео, наконец-то, попросил увеличить его долю. И дело было не в жадности мастера – просто он до сих пор еле сводил концы с концами, а смерть жены и недостаток средств для похорон заставили его искать помощи у Фазоли. Антиквар не придумал ничего лучшего, как отказать своему источнику дохода… И Доссена задумал месть.

«Гений фальшивок» дал интервью, которые попали на первые страницы европейских газет, а фотографии его подделок обошли весь мир. Конечно, обманутые люди не хотели верить словам Альчео – и ему пришлось показать им свою студию, посреди которой находился бассейн с особенным раствором. Побывав в этом растворе, мрамор приобретал тот самый «старинный» вид. После этой процедуры Доссена отбивал молотком части скульптур, чтобы они были похожи на найденные при раскопках фрагменты. Прямо при журналистах он создал свой последний шедевр – «античную» статую древней богини.

Так как Доссена практически не получал прибыли за свою работу, он не понес  юридической ответственности, чего нельзя сказать о Фазоли и его подельниках. А музеи до сих пор выискивают в своих хранилищах подделки, принадлежащие руке Альчео Доссены…


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора