Каждый из нас немного неандерталец

Новейшие научные исследования свидетельствуют, что наши гены имеют гораздо больше генетических следов неандертальцев, чем предполагалось до этого времени. Главным образом это относится к нашим ногтям, волосам и коже. Споры о точном периоде в истории, когда вымерли последние неандертальцы, в научном сообществе по-прежнему не утихают. Наверное, единственное, что объединяет ученых мужей - это то, что последних уже давно нет среди нас. Однако и этот, казалось бы очевидный факт, не совсем точен. В какой-то степени неандертальцы живут среди нас до сих пор, а вернее мы несем в себе их генетический код. В пользу этого поразительного открытия свидетельствуют сразу два новейших исследования, которые были проведены независимо друг от друга.

1397149273_neandertalec1.png

Научные команды Гарвардского и Вашингтонского университетов практически одновременно разработали новейший метод обнаружения генетических следов неандертальцев. Руководители исследований Бенджамин Верно из Сиэтла и Дэвид Райх из Гарварда обнаружили, что в период одновременного существования кроманьонцев и неандертальцев среди них были очень активные смешивания, о чем говорят многочисленные следы вымершего человеческого вида, выявленные среди генов современных людей.

Правда, таких «реликтовых» генов прячется в нас не больше 1 % ДНК, характерной для неандертальцев. При этом они выявляются только у людей, проживающих не на африканском континенте, и чьи предки тоже не проживали в Африке последние 2 века. Принявший участие в исследовании научный работник немецкого Института эволюционной антропологии Макса Планка Кай Прюфер заявил, что по результатам проведенного тщательного анализа генома, взятого с останков алтайского неандертальца, стало понятно, что европейцы и восточноазиты имеют в своем генотипе небольшую часть генетического наследия далеких собратьев.

В эксперименте были взяты образцы более 1000 людей и у каждого из них в разной степени были выявлены подобные фрагменты. Ученые были удивлены тем, что около половины фрагментов генома (1,1 млрд. генетических строительных блоков) неандертальцев в настоящий момент «живут» в современных людях, и каждый человек несет в себе около 1% от неандертальца. На этом основании можно утверждать, что в древности у неандертальцев и наших предков были совместные дети. Их потомки сохранили в себе генетический код вымершего когда-то человеческого вида. Конечно, доля этого генома постоянно уменьшается, но и его распространенность значительно увеличилась.

Эволюционные наследственные признаки сохранившегося в наших генах неандертальца, по мнению ученых, смогли выжить благодаря тому, что неандертальцы были хорошо приспособлены к жизни в суровых климатических условиях. Новая родина кроманьонцев, которые появились в Африке, оказалась для них суровым испытанием. Между тем потомство от обоих видов было более устойчиво к тяжелому климату.

5435712_original.jpg

Гены, которые никак не были востребованы, постепенно вытиснились, а те, которые наоборот помогали в тяжелых обстоятельствах суровых зим, оставались в геноме. В ходе экспериментов было обнаружено, что в отдельных частях генома современных людей имеют место быть целые группы генов, доставшихся от неандертальцев, а в других участках их может не быть и вовсе. Интересным оказалось и то, что области скопления такого генетического материала очень часто включают наследственную информацию белка кератина, который составляет наши ногти, волосы и кожу.

Последняя, как известно всем, является самым первым барьером, защищающим организм от внешней инфекции. Это говорит о том, что неандертальцы были более защищены от инфекционных болезней. Данные полезные свойства передались современному человеку и были им успешно восприняты. Наиболее «пустынные» участки ДНК, которые не содержат неандертальские гены, были обнаружены в Х-хромосоме, заключающей в себе самые важные признаки для размножения вида. Это касается также и генов, характерных для мужчин.

Данное обстоятельство заставило ученых прийти к мнению, что наследственные свойства неандертальцев были способны негативно отражаться на плодовитости людей, которые несли их в себе. В процессе эволюции такая информация была вытеснена и поэтому сейчас не наблюдается, а полезные свойства неандертальцев по-прежнему работают на современных людей.

ОЦЕНИ ИСТОРИЮ