Варвара Морозова. Семейный секрет у всех на виду
Варвара Алексеевна Морозова в конце XIX – начале XX вв. была известна далеко за пределами Москвы не только благодаря своему огромному состоянию, честно нажитому на управлении Тверской мануфактурой. Всенародную известность и уважение Варвара Алексеевна заслужила, прежде всего, благодаря скромности и простоте, на которых совершенно не сказывались ни богатство, ни власть, ни дружеские отношения с высокими чинами того времени. Немало средств было направлено фабриканткой Морозовой на благотворительность: именно она основала библиотеку-читальню имени Тургенева, спонсировала строительство психиатрической клиники в Москве, построила начальную школу и открыла множество детских ремесленных классов для выходцев из бедных многодетных семей. Одним словом, Варвара Алексеевна Морозова была тем редким случаем, когда богатство было дано человеку во благо, и человек сумел направить его именно в доброе русло.
Сын же Варвары Алексеевны – Арсений Абрамович Морозов, воплотил в себе, подтверждая сложившийся стереотип, образ недалекого и невежественного отпрыска, сумевшего унаследовать от великих и уважаемых родителей ничего, кроме невероятного по размерам состояния.
Однажды, во время очередного путешествия по Европе, богатый русский купец Арсений Абрамович Морозов увидел в Испании замок, внешний вид которого являл собой тонкое и, благодаря этому, оригинальное сочетание двух архитектурных стилей: ренессанс и романского. Смешение стилей настолько понравилось русскому купцу, что, вернувшись в Россию, он тут же решил возвести в самом центре Москвы на Воздвиженке нечто подобное.
По замыслу наследственного купца, построенный им дом должен был поражать воображение горожан причудливостью и непривычностью форм и очертаний. Помимо этого, здание должно было, по-видимому, подчеркивать богатство и тончайшее чувство вкуса его владельца.
Однако первый же вопрос нанятого для работы над будущим шедевром зодчества архитектора, поставил заказчика в тупик:
- В каком стиле будем делать проект? – спросил ничего не подозревавший архитектор.
Сын богатых и уважаемых родителей молчал, не до конца понимая вопрос.
- Существуют разные стилевые решения…, - осторожно начал объяснять зодчий. – Ну, романский, барокко там…, ампир. Рококо еще, готический стиль.
Еще всемирно известный медведь Винни-Пух говорил: «Сложные слова меня только расстраивают». На купца Морозова сложные наименования архитектурных стилей производили точно такое же, угнетающее впечатление.
- А есть мавританский стиль, ренессанс, классицизм и аттика, - не унимался архитектор.
- Эх, - махнул рукой купец. – Черт с ним! Строй во всех сразу – денег хватит на все!
Как известно, самый плохой заказчик тот, который сам не знает, что ему требуется. Схватившись за голову, архитектор понял свою ошибку и оценил трудность ситуации, в которой, благодаря своей «разговорчивости» оказался. Теперь ему нужно было придумать проект дома, архитектура которого совмещала бы все перечисленные им по недальновидности стили.
Тем не менее, в скором времени на улице Воздвиженке, что в центре Москвы, появилось странное, непривычное и какое-то несуразное здание. Каждый элемент его был в диссонансе с остальными, а очертания напоминали творения всех культур разом. Над внешним видом построенного дома смеялись даже люди, далекие от зодчества и архитектурных тонкостей, а знаменитая фабрикантка, благотворительница, покровительница бедных, просветительница, скромная и мудрая Варвара Алексеевна Морозова, являвшаяся по совместительству матерью заказчика этого «творения», сумела заметить едко, но метко:
- Раньше, сынок, я одна знала, что ты – дурак, а теперь вся Москва видит…
Другие истории
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!