Поделиться:

Римский-Корсаков совсем с ума сошел

korsakov19 век стал золотым для отечественной музыкальной школы. Были созданы мировые шедевры, русские композиторы буквально ворвались в европейскую музыкальную культуру, принеся новые тенденции и веяния, заложив фундамент для модернистских экспериментов 20 века.

Одним из самых известных русских композиторов 19 века является Николай Андреевич Римский-Корсаков, который не только создал массу гениальных произведений, но и основал собственную музыкальную школу, воспитав более 200 известных композиторов. Он был очень требовательным педагогом. Так, проигрывая сочинения одного из учеников на рояле, он попросил того подпеть басовый голос, и когда ученик не справился с этим, так как это было слишком низко, Римский-Корсаков, пожурил его: «Композитор должен обладать голосом в 7 октав, иначе какой же он композитор». И после этого сам подпел себе густым басом.

Николай Андреевич, был человеком прогрессивных взглядов, всегда конфликтовал с цензурой, поддерживал требования бастующих студентов во время революции 1905 года.

Впрочем, и ему приходилось иногда идти на уступки властям. Например, после того, как цензура ополчилась на его оперу «Хованщина», особенно за то, что раскольники в опере показывались с хорошей стороны. В общем, цензура потребовала изъять раскольников и заменить их какими-нибудь недовольными людьми. Когда Римский-Корсаков спросил, чем же эти люди должны быть недовольны, цензор ответил, что это неважно, и будет лучше, если это вообще не будет понятно. Отсюда в опере и появились некие недовольные люди, которые ждали казни и когда у Римского-Корсакова спрашивали, что же это за люди, он пожимал плечами и говорил: «Чем непонятнее тем лучше, так сказал цензор, а его нельзя разочаровывать, ведь он может разочаровать публику, запретив оперу».

Новаторство Римского-Корсакова заключалось в том, что он отошел от привычных стандартных симметричных музыкальных размеров. Ему пришлось это сделать, когда он обратился к русскому фольклору. Создавал оперу под либретто, написанное былинным языком, он никак не смог бы уложить фразы вроде «Будет красен день в половине дня, будет пир у нас во полу-пире» в стандартные размеры и использовал размер на 11 четвертей.

Хору было очень сложно справиться с этим размером, и дирижер измучился, пытаясь изо дня в день заставить хор петь правильно. Однажды репетицию посетил сам Римский-Корсаков и смеясь посоветовал дирижеру использовать в качестве тренинга для хора фразу: «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». И действительно тренируясь на этой одиннадцатисложной фразе, которая идеально ложится на 11 четвертей, хор в скором времени запел так, как надо. До сих пор ее используют на репетициях для распевок сложных размеров.

Читать: Николай Андреевич Римский-Корсаков биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора