Только в страшном сне. Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Выдающегося русского режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда не напрасно называют мастером театрального гротеска. Он обладал весьма оригинальным чувством юмора и часто позволял себе шутить с весьма высокопоставленными людьми.
В 1925 году Мейерхольд летом отправился в Италию со своей женой, актрисой Зинаидой Райх. Как только чета Мейерхольдов прибыла в Рим, Всеволода Эмильевича пригласил к себе на прием его хороший знакомый, полномочный представитель СССР Платон Михайлович Керженцев. Надо отметить, что Керженцев весьма благосклонно относился к деятелям культуры и всегда поддерживал их. Естественно, что в Риме все приезжие из Советской России обязательно старались с ним встретиться. Так что на приемах у полпреда обычно собиралась довольно пестрая и вполне богемная компания, и разговоры шли все больше о высоких материях. И вот на сей раз беседа коснулась театра. Мейерхольд, как раз подумывавший ставить «Гамлета», разглагольствовал о тонкостях философского замысла шекспировской трагедии, о прорисовке характеров, о возможных режиссерских решениях – как отдельных сцен, так и всей трагедии в целом. Компания, собравшаяся вокруг, с большим вниманием и серьезными лицами слушала знаменитого мастера.
В какой-то момент мейерхольдовских рассуждений Керженцев спросил с улыбкой:
– Дорогой Всеволод Эмильевич! Поведайте нам тайну, если только это возможно, конечно… Как вы раскрываете и толкуете незабвенную фразу «Быть или не быть?» из монолога датского принца?
Мейерхольд, ни секунды не задумавшись, довольно небрежно бросил в ответ:
– Ах, вы об этом… Понимаете, товарищи, я решительно склонен к тому, чтобы полностью вычеркнуть из пьесы весь этот монолог Гамлета…
Повисла пауза.
Всеволод Эмильевич, вдосталь насладившись произведенным эффектом, решил продолжить свою мысль:
– Да-да, товарищи! Я бесповоротно решил! Вычеркнуть монолог целиком просто необходимо – по причине его полного излишества, помпезности и слабого внутреннего содержания. Это совершенное лишнее в трагедии место, никакого смысла и философии в нем я не нахожу.
Жена Керженцева, Мария Михайловна, настолько удивилась такому высказыванию режиссера, что не удержалась от изумленного возгласа:
– Да что вы такое говорите?!
А Мейерхольд уже вошел в раж и продолжил дурачить окружающих:
– Поверьте мне, товарищи! Монолог этот лишь по недоразумению целых триста лет считается гениальным. А на самом деле он только тормозит действие – как песок в ступице колеса телеги! К тому же, последние научные исследования утверждают, что сам по себе гамлетовский монолог является всего лишь переложением в белый стих недвусмысленного отрывка из одного философского трактата тех времен. Трактат называется «О меланхолическом» и очень был моден тогда. А что, товарищи, вы разве не согласны с этим мнением?
– Что вы, Всеволод Эмильевич! – воскликнул кто-то из компании. – Мы полностью разделяем ваш взгляд на эту проблему. С огромным удовольствием посмотрим постановку «Гамлета» в вашем видении, наверняка это будет шедевр!
Через некоторое время, оттащив Мейерхольда в сторонку, Мария Михайловна горячо зашептала:
– Всеволод Эмильевич! Вы что же, всерьез собираетесь порезать на лоскуты «Гамлета»?!
Мейерхольд улыбнулся ей и так же тихо ответил:
– Только в страшном сне!
Другие истории
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!