Поделиться:

Дубль два: фарс. Максимилиан Волошин

Исторический факт, что Наталья Гончарова стала причиной дуэли, на которой Пушкин получил смертельное ранение. Если исходить из известной поговорки о том, что любая история может произойти дважды, но в первый раз она трагична, а во второй выливается в фарс, то можно заподозрить – Максимилиан Волошин и Николай Гумилев заранее знали исход собственной дуэли, хотя это и отрицается всеми свидетелями. А дело было так.

Два поэта поссорились тоже из-за женщины. Только на сей раз яблоком раздора стала не Наталья Гончарова и даже не Анна Ахматова, а Елизавета Дмитриева. О причине ссоры следует сказать отдельно, но вот местом проведения смертельной дуэли совершенно естественно была выбрана Черная речка. Секундантом Волошина вызвался быть граф Толстой – Алексей Николаевич, который написал «Аэлиту», а имени секунданта Гумилева история не сохранила. Зато известно, что пару настоящих дуэльных пистолетов Лепажа секунданты рассорившихся поэтов нашли с огромным трудом – правда, оружие было настолько древнее, что вызывало сомнения. Тем не менее, пистолеты зарядили заранее и именно порохом и пулями, имеющимися в комплекте. Лишь после окончания приготовлений, 22 ноября 1909 года, Гумилев и Волошин отправились на место дуэли.

Сразу оговоримся, что существует две версии того знаменательного поединка. Первая утверждает, что случилась сперва промашка, а потом осечка, а вот по второй версии дуэль не состоялась вовсе и, как предрекается в поговорке, обратилась в фарс. Для начала оба дуэлянта фатально опоздали на место проведения поединка. Гумилев ухитрился загнать собственную машину в сугроб, затем решил сократить дорогу, в результате чего добирался еще целых два часа. Извозчик, который вез Волошина, тоже застрял и, отказавшись ехать дальше, развернул свою бричку, а гордый Волошин, решившийся дойти пешком, потерял калошу в снегу.

Уставшие и замерзшие дуэлянты добрались до места, когда солнце почти коснулось горизонта. Встречены они были злыми донельзя и не менее замерзшими секундантами. Минут десять четверо фигурантов дуэли занимались напрасной тратой времени: секунданты пытались восстановить мир, Гумилев протестовал, Волошин гордо помалкивал. Наконец, граф Толстой нашел еще один аргумент:

– Господа! Еще не ушла возможность примирения! Какой смысл стрелять друг друга на морозе?

После короткой паузы Волошин, наконец,  взорвался:

– Какой черт стреляться! Я потерял калошу в сугробах! И черт меня подери, если я буду без нее стреляться!

Подобная речь вполне устраивала секундантов, и они вопросительно посмотрели на Гумилева. Ощущая бред происходящего, Гумилев не нашел ничего лучшего, как заявить:

– А я вообще не считаю возможным стрелять в этого, тем более что он в одной калоше!

Несколько повеселевшая компания отправилась искать калошу – все, кроме Гумилева, надменно стоявшего столбом на морозе. Через полчаса, когда уже окончательно стемнело, Гумилев присоединился к поискам, но в этом занятии так никто и не преуспел, и все мирно вернулись в город.

Полиция, получившая сведения о вероятной дуэли, оказалась более въедлива и калошу нашла. Однако Волошин категорически отказался от нее, а как известно, калошу к делу не пришьешь. Таким вот образом и закончился второй дубль дуэли на Черной речке…

Читать: Максимилиан Волошин биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора