Поделиться:

Цель оправдывает средства. Корней Чуковский

Корней Иванович Чуковский много лет занимался исследованиями литературного наследия Некрасова. И вот однажды он узнал, что существует тетрадь, содержащая настоящую рукопись великого русского поэта. По сведениям Корнея Ивановича вожделенная рукопись находилась у писательницы Евдокии Нагродской, но как подступиться к этому делу и выпросить рукопись хотя бы на пару дней, он себе не представлял.

Совершенно случайно узнав о предстоящей литературной вечеринке, где будет Евдокия Нагродская, Чуковский немедленно напросился туда в надежде договориться с нынешней владелицей бесценного документа. Но на самой вечеринке Чуковский постеснялся спросить прямо об интересующем его деле и договорился с Нагродской лишь о том, что зайдет к ней для важной беседы.

В назначенный день рандеву Чуковский практически запаниковал, и, увидев друга в таком состоянии, вместе с ним отправились на квартиру Евдокии Нагродской Эмиль Короткий и Исаак Бабель.

Евдокия Нагродская являлась автором «Гнева Диониса» – нашумевшего в те времена романа. О романе много спорили, и достаточно отметить, что за семь лет он удостоился десяти переизданий. Правда, интерес к этому произведению Нагродской был вызван скорее обилием эротических сцен, нежели литературной или философской ценностью.

Прибыв в квартиру писательницы, Чуковский, что называется, потерял дар речи, и вместо него попытался договориться о передаче драгоценной рукописи Эмиль Короткий. Говорил он долго и страстно:

– Вы ведь не можете не понимать, как писатель, что подобный документ исключительно важен для исследования и понимания всего наследия Некрасова. Вы владеете сокровищем, Евдокия Аполлоновна! Сокровищем, в котором каждая строчка открывает новые горизонты и помогает понять мир, в котором жил и творил великий поэт…

Однако чем жарче говорил Короткий, тем чаще Евдокия Нагродская отрицательно мотала головой. Сомнительно, чтобы отрицала она величие Некрасова или ценность документа – скорее, давала понять, что тетрадь отдавать в чужие руки не собирается. Осознав, что желаемого эффекта Короткий добиться не может, к делу подступил Бабель. Сделал он это в довольно оригинальной манере. Отодвинув в сторону Короткого, Исаак Эммануилович поклонился и внушительно сказал:

– Евдокия Аполлоновна! Мне необходимо переговорить с вами наедине. В интимной обстановке.

Чуковский даже рот открыл от изумления, а Эмиль Короткий вытаращил глаза, когда Нагродская и Бабель вышли в смежную комнату. Ждать пришлось довольно долго. Корней Иванович нервничал, потирал руки и поминутно обращался к другу:

– Да скоро они там? Что они там делают?.. Черт возьми! Отказала бы уже, да и все!

Наконец, дверь открылась, и к ожидающим друзьям вышел Бабель. На лбу у него выступили капельки пота, а само лицо было красным, как помидор – но в руках он сжимал заветную черную тетрадь.

Чуковский немедленно вручил Нагродской расписку в получении рукописи, дрожащими руками вцепился в тетрадь и, даже не поблагодарив, выбежал из квартиры. Лишь на обратной дороге Корней Иванович осознал, что предприятие увенчалось успехом. Он повернулся к Бабелю и спросил:

– Ты можешь пропустить интимные подробности, но ведь какое-то волшебное слово Нагродской ты сказал? Я был уверен, что не отдаст она никогда это сокровище…

Бабель зябко передернул плечами и ответил:

– Я просто понял, что говорить о Некрасове бесполезно. И начал с того, что похвалил ее роман. Ну, «Гнев Диониса»… Потом сообщил, что ставлю это ее сочинение выше Гюисманса, Флобера и Бальзака и что перечитываю ее книгу буквально через день. Лишь в конце разговора я спросил, зачем ей нужны пожелтевшие страницы архивных документов, когда сама она держит в руках настоящее и будущее. И, понятно, заявил, что она безумно талантлива…

После продолжительного молчания Чуковский несмело заявил:

– Я ведь «Гнев Диониса» читал. Совершенно бездарная вещь…

– Полностью присоединяюсь, – кивнул Эмиль Короткий.

– Ничего не могу вам возразить, – задумчиво сказал Бабель. – Я из этого романа не прочел ни строчки…

– Да уж… – вздохнул Чуковский. – Воистину, цель оправдывает средства!..

Читать: Корней Иванович Чуковский биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора