Художник виноват! Альфред Давиньон
Ближе к середине XIX века в Европе была изобретена фотография. Правда качество первых работ оставляло желать лучшего, а потому после печати дагеротип попадал на стол к художнику, который проводил ретушь – подкрашивал, ликвидировал недостатки, а порой и добавлял какие-то детали.
В конце осени 1841 года француз Альфред Давиньон и его партнер Фоконье открыли на улице Никольской в Петербурге первое фотографическое заведение. Поначалу народ не спешил расставаться с деньгами за сомнительное удовольствие, тем более что цены оказались весьма высокими. И тогда хозяева заведения применили, как бы выразились сейчас, маркетинговый ход – со своей громоздкой аппаратурой они отправились на ежегодный военный парад.
Скорость съемки была крайне низкой, и потому сделали только несколько снимков. С дагеротипами работали самые лучшие художники, но управились они лишь за три дня. Давиньон лично отобрал один из снимков, а затем за хорошую взятку упросил генерала, вхожего в царский дворец, предъявить сей дагеротип императору. Генерал слово свое сдержал.
– Вот, ваше императорское величество, изволите видеть, совершенно новое техническое слово в России – дагеротип!
Николай Павлович заинтересовался, принялся рассматривать снимок через мощную лупу, а минуту спустя неожиданно для окружающих гневно воскликнул:
– Вы хотите сказать, генерал, что меня вот так принимают?! Что этот парад прошел в личном моем присутствии?!
– Конечно, ваше величество… – оторопел генерал. – Вот на снимке и ваше присутствие определяется, да…
– Это я вижу и сам! А теперь посмотрите в лупу! В третьей шеренге четвертый солдат.
– Да, ваше императорское величество, – пробормотал генерал, – вижу его…
– Что вы там видите?! – рявкнул Николай I. – У солдата кивер на голове криво сидит – это видите? Такого быть не может!
Генерал, естественно, бросился к Давиньону и Фоконье с претензиями.
– Что же вы натворили?! – бушевал он. – Вы кем меня перед царем выставили?!
Французы далеко не сразу разобрались в сути вопроса, а разобравшись, вызвали художника, занимавшегося ретушью.
– Послушайте, любезный! Вот здесь у солдата кивер на голове криво надет…
– Как надел, так и надет, – меланхолично заявил художник. – В этом месте и ретушь почти не требовалась.
У бедного генерала просто руки опустились. Но Давиньон и здесь нашел простой выход:
– Послушайте, любезный, – вкрадчиво обратился он к художнику. – Никто не ставит под сомнение ваше мастерство. Но дело принимает политический оборот. И потому я попрошу вас в случае чего сказать, что просто рука ненароком соскользнула.
И Давиньон сунул в карман художнику крупную денежную купюру.
– Ведь ошибки бывают у всех, верно? – добавил он.
– Как скажете, – согласился художник. – Наверное, у меня рука дрогнула…
– Ну вот, все и разрешилось, сударь, – обратился Давиньон к генералу, когда художник ушел. – Сообщите, что художник ошибся и с позором выгнан прочь.
С этим известием генерал и отправился во дворец.
– Ваше императорское величество! – доложил генерал. – Все выяснилось! Кивер на солдате надет был ровно! Это все художник виноват, у него, мерзавца, рука дрогнула.
– Ну а я что вам говорил? – воскликнул Николай Павлович и швырнул дагеротип на стол. – Я ведь своими глазами все видел!
Надо сказать, что император совершенно верно угадал в Давиньоне потенциального врага отечества – позже фотограф отправился в Сибирь, где сделал портреты ссыльных декабристов. За это его арестовали, но преступного умысла следственная комиссия все же не нашла, и фотографа под подписку выпустили на свободу. Государственных преступников Давиньон больше не снимал, а в 1947 году вернулся во Францию.
Другие истории
Комментарии
Комментарии
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО
Дума ТВ
Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора
Copyright © 2010 People.SU All rights reserved
Проект реализуется при технической и финансовой поддержке креативного агентства
Использование материалов без письменного согласия авторов сайта - запрещено!