Поделиться:

Поликлет и Критики

Среди великого множества древнегреческих скульпторов, не говоря уже о теоретиках искусства, имя Поликлета стало нарицательным и при его упоминании каждый интересующийся искусством человек непременно вспоминает его бессмертные творения - статуи Дорифора и Диадумена. Именно эти статуи явились венцом всего творчества Поликлета, который учился мастерству скульптора у самого Агелада Аргосского. Что любопытно, именно у этого же мастера ранее учился другой величайший скульптор Древней Греции - Фидий.

С ранней юности Поликлет выказал страсть к гармонии, к совершенству. Поэтому, неудивительно, что, начав изучать мастерство скульптора, он непременно стремился выразить в каждом образе свое видение гармонии. Поликлет первым придумал воплощать в скульптурах математические изыскания Пифагора, точно просчитывая соотношение тех или иных элементов и частей тела к общей длине статуи. Порою, на раздумывание над композицией и положением тела статуи у Поликлета уходило гораздо больше времени, чем на сам процесс ваяния. А такой педантичный подход, безусловно, в конечном итоге, не мог остаться незамеченным.

Правда, в самом начале своего творческого пути, молодой скульптор Поликлет все-таки не сумел избежать всесторонней критики - острой, уместной, а иногда и просто глупой.

Несмотря на то, что даже первые работы скульптора выходили довольно умелыми, в которых чувствовались и задатки великого творца, и гармония тела, и симметрия, как обычно, находилось множество критиков. Критики, как известно, это люди, не умеющие делать что-либо, но рьяно осуждающие тех, кто это «что-либо» делать умеет. Причем, специалисты в области человеческой психологии утверждают, что движет критиками не что иное, как зависть.

Ну, так вот - Когда Поликлету, убежденному в гармоничности и величии собственных скульптур, надоело выслушивать упреки и замечания каждого, даже самого завалящего критика, он решился на один трудоемкий, но фундаментальный эксперимент. В течение нескольких месяцев он, втайне от чужих глаз, ваял две скульптуры, к созданию которых подошел со всем свойственным ему вниманием и стремлением к идеалу. Его труды увенчались успехом - статуи получились действительно прекрасными. И симметрия, и гармония, и композиция - все было на высоте, все говорило о руке гения. А хитрость скульптора заключалась в том, что обе статуи как две капли воды были похожи друг на друга.

 

После окончания работы, одну из статуй Поликлет надежно спрятал у себя в мастерской, а вторую выставил на обозрение. Целыми днями около новой скульптуры толпились всевозможные «знатоки» и «ценители», давая свои советы величайшему скульптору мира. И в этот раз Поликлет не стал доказывать критикам свою правоту, объясняя им значение симметрии и точного математического расчета. Он просто переделывал скульптуру в зависимости от требования очередного «Соседова».

 

Спустя несколько месяцев, полностью переделанная под видение критиками прекрасного, статуя вновь была выставлена на обозрение грекам, а рядом - вторая. Та, которую он бережно скрывал в темноте своей мастерской - нетронутая и прекрасная.

 

Глядя на первую статую, люди кривились от отвращения, удивлялись глупости и наглости скульптора, посмевшего выставить «это» на всеобщее обозрение. В то же время, все сошлись на том, что вторая статуя - действительно прекрасна и гармонична.

Поликлет, видя подобную реакцию, сказал: «Первую статую можно смело назвать вашей работой, ведь именно благодаря вашим подсказкам, советам и рекомендациям, она стала такой. А вторую статую можно считать моей».


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора