Поделиться:

11 апреля – полет и крушение «Аполлона – 13»

Одиннадцатого апреля мир празднует день освобождения узников из фашистских лагерей – неплохой повод для того, чтобы поздравить старшее поколение. А в 1775 году в Германии был приведен в исполнение самый последний приговор ведьме.

Этот день оказался печальным для Наполеона Бонапарта – 11 апреля 1814 года он официально отрекся от французского престола. Еще через пятьдесят четыре года та же судьба постигла японский сегунат: отречением сегуна закончились смутные времена бакумацу. В 1857 году Россия получила свой нынешний герб – двуглавого орла, утвержденный Александром Вторым, а в 1909 году 11 апреля был заложен город Тель-Авив, ставший одним из самых важных городов Израиля.

Однако одним из самых интересных событий можно считать полет космического корабля «Аполлон – 13». В команде корабля – опытный командир Ловелл, единственный на тот момент человек, не счету которого было уже 4 космических полета, и два пилота-новичка: Суайгерт и Хейз.

Старт корабля состоялся 11 апреля 1970 года и был довольно успешным. Маленькую погрешность при выключении двигателя второй ступени можно было не брать в расчет.

Двое суток полет «Аполлона» проходил согласно планам, а на третьи произошла авария. Экипаж проводил репортаж для телезрителей, во время которого было замечено, что уровень жидкого кислорода в сервисном модуле выше нормы. Дождавшись окончания репортажа, космонавты приступили к починке, однако уже через 16 секунд после ее начала в модуле прогремел взрыв. Истекающий из двигателя газ создавал ненужную реактивную силу, которая меняла ориентацию корабля, и о высадке на Луну больше не могло быть и речи. Кроме того, из-за повреждения трубопроводов оказался обесточенным командный модуль. Выброшенные взрывом кислород и обломки окружили «Аполлон» своеобразным коконом из «ложных звезд», сделав беспомощной навигационную систему.  Возникли неполадки с введением информации в бортовой компьютер  и связью между членами экипажа и центром управления.

Корабль продолжал отклоняться от баллистической траектории. Хотя первоначально причиной дрейфа считали утечку кислорода, оказалось, что она продолжается и несмотря на пустые баки сервисного модуля. Для того, чтобы вернуться на прежнюю траекторию, надо было включить маршевый двигатель – однако он тоже мог быть поврежден, что привело бы к очередному взрыву и гибели экипажа. Четырнадцатого апреля дрейфующий космолет вошел в лунную тень, что несколько пригасило «ложные звезды» и дало космонавтам возможность сообщить в центр о своем местонахождении. Благодаря верной коррекции (работа двигателя продолжалась всего четыре минуты, но и этого времени опытному Ловеллу хватило для необходимых действий), корабль практически вернулся на свою траекторию, однако этого оказалось недостаточно. Согласно вычислениям, апогей орбиты составил бы несколько сотен тысяч километров, что для астронавтов означало бы слишком длинный полет и смерть. А в корабле уже начались проблемы с системами жизнеобеспечения. Содержание углекислого газа составило 13 процентов, поглощающие картриджи заканчивались, а недостача энергии привела к нарушению теплового баланса, из-за чего температура на борту составляла всего около трех градусов тепла по Цельсию. Для экономии ресурсов системы астронавты вынуждены были отказаться от выброса отходов жизнедеятельности за борт: теперь они собирали мочу в пластиковые пакеты и крепили их к стенам кабины.

Пятнадцатого апреля в аккумуляторном отсеке произошел еще один взрыв, из-за чего вместо четырех батарей у экипажа осталось всего три. После проработки возможных вариантов возвращения на землю было принято решение развернуть «Аполлон» на 45 градусов и при помощи еще работающих двигателей лунного модуля сообщить ему импульс движения. После этого надо было совершить пиротехнический взрыв, который придал бы кораблю и модулям импульсы в разных направлениях, в результате чего двигательный отсек и корабль должны будут разойтись в разные стороны. Несмотря на сложность работ, астронавтам удалось отсоединить двигательный отсек, после чего они сумели его сфотографировать.

Картина была страшной: оказалось, что первым взрывом из корпуса вырвало панель длиной в четыре метра, сопло маршевого двигателя было серьезно повреждено, а около антенны образовалась свалка из обломков оборудования. Служебный отсек был совершенно выведен из строя, а ведь еще требовалось разделить лунный и командные модули. Экипаж сумел перейти в командный отсек и при помощи остаточного давления придать отсекам разное направление.

На момент, когда Ловелл и команда оказались на борту командного модуля, в их распоряжении оставалось всего двадцать литров воды и 15 килограммов кислорода. Ситуация была настолько опасной для жизни, что во время посадки модуля ряд стран, включая Россию, объявил о молчании на используемых «Аполлоном» радиочастотах. Семнадцатого апреля отсек с экипажем вошел в атмосферу Земли и приводнился недалеко от УДК «Иводзима». Члены экипажа были спасены, а за мужество и профессионализм их наградили высшей наградой США – «Медалью свободы».


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора