Народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), трижды кавалер ордена Ленина.
Биография
Александра Яблочкина родилась 3 (15) ноября 1866 года в Санкт-Петербурге. Родители: С. В. Яблочкина (урожденная Сорокина) и А. А. Яблочкин. Театральному искусству училась у своего отца — актёра и режиссёра А. А. Яблочкина и у актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой, которую к знак благодарности называла «матерью».
В 1885 играла в Тифлисском театре русской драмы.
С 1886 года актриса московского Театра Корша. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей — Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. С 1888 года и до конца жизни в труппе Малого театра. На сцене Малого театра выступала совместно с М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, О. О. Садовской.
В 1915 году Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем.
Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Память
- Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра, московскому Дому ветеранов сцены.
- С 1995 года Дом актёра присуждает премии имени А. А. Яблочкиной.
Награды и звания
- Награждена тремя орденами Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.
Творчество
Роли в театре
В 1885 году играла роли, подготовленные вместе с отцом: Катарина («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева).
В 1886—1888 годах играла роли: Любовь Гордеевна («Бедность не порок» А.Островского), Оленька («Благородный театр» А.Шаховского), Марина («Борис Годунов» А.Пушкина), Саша («Заварила кашу — расхлебывай» В.Крылова), Пашенька («Кручина» И.Шпажинского), Зоринская («Кому жить?» Николаева), Лиза («Лиза Фомина» М.Каменской), Люсиль («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского), Софья («Недоросль» Д.Фонвизина), Женин («Пансионерка» К.Тарновского), Баронесса («Победителей не судят», переделка Самойлова), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Элиза («Скупой» Ж.-Б.Мольера), Штопнова («Соколы и вороны» А.Сумбатова), Надя («Сорванец» В.Крылова), Лелия («Сюлливан» (Любовь и предрассудок) Малевиля), Чонская («Так на свете все превратно» В.Крылова), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева), Лиза («Фруфру» (Ветерок) A.Мельяка и Л.Галеви), Баронесса Фицгейм («Чад жизни» Б.Маркевича), Софья («Горе от ума» А.Грибоедова).
С 1888 года играла роли:
- 1888 — «Цепи» А.Сумбатова — Быкаева
- 1888 — «Много шума из ничего» У.Шекспира — Беатриче
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Мурзавецкая, позже Глафира
- 1889 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Марья Антоновна
- 1892 — Скупой Ж.-Б.Мольера — Элиза
- 1894 — «Гамлет» Шекспира — Офелия
- 1895 — «Король Лир» Шекспира — Корделия
- 1896, 1903 — «Старый закал» А.Сумбатова — Вера Борисовна
- 1897 — «Король Ричард III» Шекспира — леди Анна, позже Герцогиня Йоркская
- 1897 — «Подорожник» Е. П. Гославского — Варвара Денисовна
- 1900 — "Отелло У.Шекспира Дездемона, позже Эмилия
- 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Лидочка
- 1902 — «Школа злословия» Р.Шеридана — Леди Снируэл
- 1902 — «Кориолан» У.Шекспира — Виргилия
- 1904 — «Новый скит» П.Гнедича — Наталья Константиновна
- «Кумир» Борисова — Карская
- «Наездница» Поля — Фон Витох
- пролог «Торжество муз» Дмитриева — Талия (это произведение впервые прозвучало еще в празднестве по случаю открытия Большого театра 6 января 1825 года)
- «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера — Анжелика
- «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира — Оберон
- «Федра» Расина — Арикия
- «В ответе» П.Боборыкина — Вава
- «Плоды просвещения» Л.Толстого — Звездинцева, Толстая барыня
- «Приличия» В. В. Билибина — Званцева
- 1904 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия (c 1944 — Чебоксарова-мать)
- 1907 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаева, позже Турусина
- 1907 — «Праздник жизни» Г.Зудермана, пер. с нем. А. А. Заблоцкой — Рафаэлла
- 1907 — « Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия
- 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Коринкина
- 1909 — «Сестры из Бишофсберга» Г.Гауптмана, пер. с нем. Э. М. Бескина — Сабина
- 1910 — «Женитьба Фигаро» П.Бомарше — Графиня
- 1910 — «Мария Стюарт» Ф.Шиллера — Королева Елизавета
- 1910 — «Светлая личность» Е.Карпова) — Зимина
- 1911 — «Горе от ума» — Наталья Дмитриевна
- 1911 — «Прохожие» В.Рышкова — Светланова
- 1914 — «Василиса Мелентьева» — Василиса (режиссер С. В. Айдаров)
- 1914 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля — Аспазия Бопертюи,
- 1917 — «Закат» А.Сумбатова — Княжна Сосо
- 1917/1918 — «Цена жизни» А. Сумбатова и Вл. Немировича-Данченко — Анна Викторовна
- 1919 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна
- 1920/1921 — «Холопы» П.Гнедича — Lise и Плавунцова
- 1921/22 — «Измена» А.Сумбатова — Рукайя и Зейнаб
- 1923 — «Стакан воды» Э. Скриба — Королева
- 1924 — «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина — Атуева
- 1924 — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова — Эсфирь (режиссер Л. М. Прозоровский)
- 1924/1925 — «Серебряная коробка» Дж. Голсуорси — Мисс Бартвис
- 1925 — « Женитьба Белугина» А. Островского, Н. Соловьева — Кармина (режиссер Л. М. Прозоровский)
- 1926 — «Любовь Яровая» Тренёва — Горностаева
- 1927 — «Золото» О’Нила — Сара Бартлет
- 1929 — «Огненный мост» Б. Ромашова — Ксения (режиссер Л. М. Прозоровский)
- 1933/1934 — «Скутаревский» Л. Леонова — Скутаревская
- 1937 — «Лес» А. Н. Островского — Гурмыжская (режиссер Л. М. Прозоровский)
- 1937/1938 — «На берегу Невы» К. Тренева — Капитолина
- 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: Пров Садовский — Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова
- 1941 — « Варвары» М. Горького — Богаевская
- 1949 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Казильда
- 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренина
- 1955 — «Стакан воды» Э. Скриба — Королева, Придворная дама