Караваджо: биография
В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци, и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Свод этой капеллы расписывал Джузеппе Чезари, а дальнейшая роспись – алтарь и боковые стены – досталась его ученику. Караваджо должен был написать три картины о святом Матфее и первым из художников продемонстрировал, что для росписи больших пространств отлично подходят не только фрески, но и масляная живопись, сработанная на холсте. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» - противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи.
После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи. В сентябре 1600 года Караваджо получил заказ от папского казначея Тиберио Черази на две картины для церкви августинцев Santa Maria del Popolo. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Эти полотна впоследствии приобрел кардинал Саннезио, но, к сожалению, подобные отказы быстро стали для Караваджо привычными. Его манера живописи слишком серьезно задевала и религиозные, и художественные чувства современников художника. В 1595 году Федерико Цуккаро, президент Академии святого Луки, наотрез отказался принять Караваджо в академию, невзирая ни на чьи рекомендации, – по его мнению, эффекты картин Караваджо являлись лишь следствием его экстравагантности, а успех художника – данью моде и новизне.
Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и совершенно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Этот несомненный гений живописи по характеру был натуральным бандитом – вспыльчивым, наглым, местами подлым, местами обаятельным. Он с легкостью существовал в уточненной атмосфере кардинальского музыкального салона и в дыму таверн, пользующихся самой дурной славой. Гениальный художник и обольстительный молодой человек из кардинальского окружения в душе оставался драчливым уличным мальчишкой. Такая двойственность изрядно мешала и его творчеству – вдохновенно проработав пару недель, Караваджо уставал от трудов и едва не месяц проводил в безделье, шатаясь по площадям и постоянно устраивая драки. Этот образ жизни полностью подтверждается и великим множеством судебных документов – на художника постоянно подавали в суд, если не за телесные повреждения, так за оскорбительные сонеты или клевету. Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Освободили художника благодаря вмешательству французского посла, что прекрасно иллюстрирует покровительство, оказываемое Караваджо кардиналом дель Монте.
Слава, пришедшая к Караваджо, позволила ему сильно расширить круг своих поклонников и клиентов. Его заказчиками стали даже некоторые высокопоставленные лица папского двора, а бергамский адвокат Марцио Милези посвятил художнику несколько поэм, написанных под впечатлением картин «Мадонна со змеей» и «Амур-победитель».
Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы… Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. Однако известен и его недолгий роман с известной авантюристкой по имени Маддалена ди Паоло Антоньетти, и именно из-за женщины он совершил убийство, заставившее его спасаться бегством.
Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. Караваджо и Рануччо Томассони, молодой человек из известной семьи, не поделили римскую куртизанку Филлиду Меландрони. Состоялась дуэль, на которой художник получил тяжелое ранение в голову, а Томассони был убит. Причиной дуэли называют также карточные долги Караваджо, но как бы там ни было, а художнику пришлось бежать из Рима. На помилование он особо не надеялся, тем более что дуэлянты принадлежали вдобавок к враждовавшим группировкам – филофранцузской, которой покровительствовал кардинал дель Монте, и происпанской. По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде. По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник
русский живописец, выдающийся художник-пейзажист