Биография
В 1933—1937 годах обучался в музыкальном училище при Московской консерватории у Г. И. Литинского (композиция) и И. В. Способина (гармония), затем — в консерватории у Николая Мясковского (композиция), Николая Ракова (оркестровка), Виктора Цуккермана (анализ музыкальных форм). В 1943 году Пейко стал преподавать в консерватории, сначала в качестве ассистента Дмитрия Шостаковича, а вскоре возглавил собственный композиторский класс. Пейко также был руководителем факультета композиции в Институте имени Гнесиных (с 1958 — профессор). В 1964 году композитору было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Творчество
Стиль Пейко связан с традициями русской симфонической музыки, в том числе — сочинениями Мясковского. В поздний период творчества, под влиянием Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, экспериментировал с двенадцатитоновой техникой сочинения. Произведения композитора отличаются мастерской оркестровкой и поэтической глубиной. Пейко написал ряд критических статей, в том числе о 27-й симфонии Мясковского, инструментальных миниатюрах Мессиана, Лютославского и др.
Основные сочинения
- «Жанна д’Арк» (1953—1955)
- «Абакаяда» (1983)
- «Ночь царя Ивана» (1967, переработана в оперу)
- «Дней давних бой» (1981)
- Восемь симфоний (1945, 1946, 1957, 1965, 1968, 1972, 1980, 1986)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1943—1947)
- Симфоническая сюита «Из русской старины» (1948)
- «Молдавская сюита» (1949—1950)
- Семь пьес на темы народов СССР (1950)
- Две концертные сюиты для скрипки и оркестра (1953, 1968)
- Симфоническая баллада (1956)
- «Из якутских легенд» (1940—1957)
- Концерт-симфония (1974)
- Концерт для гобоя и камерного оркестра (1983)
- «12 афоризмов и постлюдия» (1993)
- Фортепианный квинтет (1961)
- Четыре струнных квартета (1962, 1965, ...)
- «Легенда» для кларнета и арфы
- Песни, романсы, музыка к театральным постановкам и кинофильмам
Библиография
- Рыбакина Е. Николай Пейко: очерк жизни и творчества. — М.: Музыка, 1980