Василий Витальевич Шульгин: биография
Кроме политики Шульгин занимался вопросами сохранения и развития русской культуры в Зарубежье, его волновала возможная утрата русской эмиграцией своей национальной идентичности, возможность национального «растворения» в принявших эмигрантов странах. В 1924 году в Королевстве Сербов Хорватов и Словенцев было образовано культурно-просветительское общество «Русская матица», отделения которого предполагалось образовать «везде, где живут русские». Действительным членом отделения в городе Новый Сад стал Шульгин. Он принимал участие в подготовке и издании литературно-публицистического сборника, издаваемого этим отделением, «Благовест». Кроме того, Шульгин был членом «Союза писателей и журналистов» Югославии.
Смягчение позиций в отношении большевизма
Несмотря на то, что Шульгин объявлял себя националистом и монархистом, его отношение к большевистскому режиму начало меняться. Считая, что большевизм постепенно эволюционировал и что «белая мысль» восторжествует над «красной оболочкой», Шульгин перешёл на соглашательские позиции, близкие к «сменовеховским». Шульгин писал о большевиках:
Шульгин отмечал усилия большевиков по восстановлению мощи российской армии и России в до-революционных границах и полагал, что проводимая большевиками программа действий приведёт Россию к новой монархии. В большевизме и монархизме Шульгин вообще видел много схожих черт — непринятие парламентаризма, сильная диктаторская власть — «…отсюда только один скачок до Царя» писал Шульгин о большевиках ещё в 1917 году. Шульгин ставил в заслугу большевикам, что те фактически восстановили «нормальную» организацию общества — утвердили неравенство и принцип единоначалия, поставив над русским народом новую элиту - большевистскую партию, во главе с единоличным правителем — вождём. Шульгин отнюдь не собирался уничтожать всё, что было создано большевиками, он надеялся «достигнуть своей цели, просто „скусив верхушку“» — отстранить от власти руководящий слой и заменить его новым.
Интерес к фашизму
С интересом и симпатией Шульгин присматривался к итальянскому фашизму. Шульгин увидел в нём подходящий механизм для управления современным обществом. Особенно импонировали Шульгину такие элементы фашизма, как дисциплина и национализм. В июне 1923 года в письме к П. Б. Струве Шульгин писал: «К Вашему лозунгу „отечество и собственность“ я бы прибавил и „дисциплина“. Под дисциплиной можно при желании понимать и форму правления, …и форму управления. Насчёт этой последней я всё более начинаю склоняться к итальянщине…». В глазах Шульгина между фашизмом и коммунизмом не было существенных отличий: «столыпинизм, муссолинизм и ленинизм… являются системами „минористическими“, то есть, основанными на власти меньшинства над большинством». По мнению историка Бабкова, Шульгин на какой-то период времени стал идеологом русского фашизма. В 1927 году Шульгин уже уверенно утверждал: «Я — русский фашист». Лейтмотивом пропаганды фашизма Шульгиным стало следующее: чтобы победить «красных», «белые» должны многому у них научиться и перенять их тактику, а в качестве примера создания движения, способного победить большевиков, он указывал на организацию итальянских фашистов. Шульгин начал публиковать статьи в прессе, популяризировавшие идеи фашизма и предлагавшие создавать русские милитаризированные группы, как у советских коммунистов и итальянских фашистов.
Пропаганда фашизма Шульгина вызвала в эмигрантской среде противоречивую реакцию. Часть эмигрантов обвинила Шульгина («чёрного изувера») в попытках восстановить в России монархию, для чего он якобы был готов встать на путь «красных изуверов» — коммунистов — и создавать в России милитаризованные отряды, подавляющие демократию. Но были и сторонники его идей (например, Н. В. Устрялов): проповедь «русского фашизма» имела успех.
Но уже в то время Шульгин видел таящуюся внутри самого фашизма опасность в том, что фашисты разных стран будут добиваться усиления своей собственной нации за счёт других наций. В этой связи он писал: «Фашисты всех стран… неспособны подняться выше узкопонимаемых ими интересов своего государства. …фашизм …имеет в себе самом нечто, что грозит страшной опасностью всему этому движению. Другими словами, фашизм склонен к само-уничтожению во взаимной борьбе». Разрабатывая в 1925 году программу для русской фашистской партии, он предлагал: «Не утверждай вслед за немцами, …что „родина превыше всего“. Родина выше всех остальных понятий человека, но выше родины — Бог. И когда ты захочешь „во имя родины“ напасть беспричинно на соседний народ, вспомни, что перед лицом Бога это грех, и отступи во имя Бога от своего намерения.… Люби свою родину, „как самого себя“, но не делай её богом, …не становись идолопоклонником».
Комментарии
Комментарии
О его роли в кино. Полезно посмотреть. Но фильм скучный. Такие исторические штампы. Но главное. В свои 86 лет он отказывается от некоторых взглядов и слов, что были сказаны им в зрелые, активные годы его жизни. Такой старичок. Еле ходит. Трудно говорит. Так в чем он был все-таки прав и когда? Не мудр, не мудр он оказался в своей старости. Так наверное и Солженицыну подсказал, что февральская революция - это бунт маргиналов Петрограда. А власть не решилась этот бунт подавить силой. Что надо было сделать по мнению Солженицына обязательно. Наверное, как в "кровавое воскресенье".
Прочитал только "Три столицы". Согласен, что Шульгина В.В. и о Шульгине В.В. надо знать. Но как можно судить о стране проживая в гостинницах, посещая столовые, чайные и рестораны. И вот эти слова - везде жиды, жидки, евреи, еврейская внешность и т.д. Мне было неприятно это читать. Вернее видеть в авторе такого злорадного, кликушествующего про еврейскую тему политика.
депутат Государственной думы РФ
политический деятель и борец против коррупции в Молдове
казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева
депутат Заксобрания Ростовской области
мэр г. Ярославля
российский политик, предприниматель общественный деятель.
подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области
российский политик, основатель ЛДПР
Не закрыли кубанцы газету а кончились средства на издание . Последнее время газета издавалась на частные средства русского дворянства. По поводу "самостийности" среди кубанцев Деникин предложил всем недовольным обратится к нему и он покажет им "украинство"