Джон Ди: биография
В 1592 (1596) Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере. Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона.
В 1605 в Манчестере разразилась чума, унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон, где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609.
Личная жизнь
Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».
Достижения
Мировоззрение
Ди был набожным христианином, но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма, платонизма и пифагорейства, широко распространившиеся в эпоху Ренессанса.
Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в каббале и вызове ангелов (которые были основаны на нумерологии) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.
Своей целью Ди считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии.
Рукопись Войнича
Джону Ди приписывают авторство (мистификацию) Манускрипта Войнича.
Репутация
Джон Ди являлся архитектором идеи Британской империи, был магом эпохи Возрождения и настоящим «елизаветинцем».
Наследие
Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари. Впоследствии, в наше время, Енохианская магия используется многими практиками оккультизма. В настоящее время в Западных странах Енохианская магия достаточно широко распространена в кругах людей увлекающихся эзотерикой, и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру. По мотивам дневников Джона Ди, описывающих получение системы Енохианской магии, Густав Майринк написал художественный роман «Ангел Западного Окна».
Ди в художественной литературе
- В знаменитом романе Густава Майринка «Ангел Западного окна» (Der Engel vom Westlichen Fenster, 1927) Джон Ди является одним из двух главных действующих лиц.
- В рассказе «Ужас Данвича» (The Dunwich Horror, 1928) Говард Ф. Лавкрафт приписывает Ди перевод Некрономикона на английский язык.
- Доктор Ди появляется в романе Майкла Муркока «Глориана» (1978).
- Американский писатель Джон Краули сделал Джона Ди и Джордано Бруно героями тетралогии «Эгипет» (?gypt, 1987—2007).
- Джон Ди неоднократно упоминается в романе Умберто Эко «Маятник Фуко» (1988) как приверженец герметической традиции.
- Герой романа Питера Акройда «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1994) приобретает в собственность дом, некогда принадлежащий Ди, и его судьба оказывается переплетённой с судьбой покойного учёного.
- Американский киноактёр и писатель-фантаст Армин Шимерман написал трилогию «Принц купцов» (The Merchant Prince, 2000—2003, первые два романа в соавторстве), где попытался дать научно-фантастическое толкование магическим практикам Ди и даже заставил последнего совершить путешествие в будущее.
- Джон Ди, наряду с другими известными личностями той эпохи возникает на страницах исторического романа Филиппы Грегори «Шут Королевы» (The Queen’s Fool, 2004), действие которого происходит в 1550-е гг.
- Дом некого «великого мага Доктора Ди» упоминается в третьей главе первого романа трилогии Филипа Пулмана «Тёмные Начала»
- В сеттинге настольной ролевой игры Vampire: The Masquerade выпущеной компанией White Wolf, Джон Ди вампир из клана Тремер
- В романе Титании Харди «Лабиринт розы» (2008)
- В романе Мерседес Лэки "Роза огня"(Fire Rose (1995)) героиня начинает "обучение магии с руководства, предназначенного Джоном Ди своим подмастерьям".
- Джону Ди посвящена одноимённая песня Ларисы Бочаровой (Лоры Провансаль). По сюжету песни Джон Ди после долгого изгнания вернулся в Англию и был казнён за занятие алхимией.
- Доктору Ди посвящена песня The Alchemist из альбома The Final Frontier группы Iron Maiden.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
польский астроном, создавший гелиоцентрическую систему мира
советский астроном
советский и украинский астроном, специалист в области космической геодинамики, фундаментальной астрометрии и звездной астрономии
педагог, астроном, астролог, йогин и духовный учитель
мексиканский астроном и общественный деятель
эстонский астроном
немецкий астроном
американский астроном