Дун Юань: биография
Свиток «Летние горы» (ок. 950 г., Шанхай, Городской музей) напоминает предыдущий как своими внушительными размерами (49,2 х 311,7 см.), так и композиционными решениями. На нём изображены невысокие горы и разливы рек, с непременными рыбацкими лодками. В густой прибрежной траве мирно пасутся буйволы, и над всем бескрайним простором царит спокойствие и безмятежность.
Свиток «Реки Сяо и Сян» (50х141,4 см.) композиционно принадлежит к тому же разряду, что и два предыдущих. На переднем плане художник изобразил речной простор, видны рыбацкие лодки, а на дальнем берегу рыбаки вытаскивают сеть. Среди китайских учёных-чиновников изображение места слияния рек Сяо и Сян было одной из излюбленных тем. Согласно легенде, в этом месте утопились жёны мифического императора Шуня после его смерти, превратившись позже в речные божества (подобная же легенда существует и о дочерях мифического императора Яо). Но скорее всего художников привлекала красота местного пейзажа. Его часто изображали художники эпохи Мин и Цин; на этом свитке стоит печать одного из выдающихся минских художников и теоретиков Дун Цичана (1555—1635); это означает, что свиток когда-то был в его коллекции.
Дун Юань использовал свитки не только горизонтального формата. Существует несколько вертикальных свитков с его пейзажами, в которых он изображал либо виды Цзяннани, например «Зимние рощи и слоистые берега» (Институт древних культур Курокавы, Хёго), где можно видеть совершенно раскованную работу кистью на дальних планах, или писал одухотворённый, созданный воображением ландшафт, например, «Даосский храм в горах» (Гугун, Тайбэй), и «Речной берег» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Тематика произведений Дун Юаня не ограничивалась исключительно пейзажем. Го Жосюй пишет, что он «…писал буйволов тучных телом, и тигров с мягкой шерстью, до конца (воплощая) их духовную сущность, не связывая себя никакими правилами», и сообщает названия виденных им картин художника: «Пасущиеся буйволы весной на болоте», «Буйвол» и «Тигр». Однако эти работы не дошли до наших дней, и благодаря позднейшей критике, в частности, трактатам Дун Цичана, в истории китайского искусства Дун Юань прославился как один из основателей «южной школы» пейзажа.
Библиография
- Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал» — М., «Наука», 1978
- Виноградова Н. А. «Китайская пейзажная живопись» — М.: «Изобразительное искусство», 1972
- Various authors. «Three Thousand Years of Chinese Painting» — Yale University Press. 1997
- «The Art of East Asia» — Konemann, 1999.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
руководитель стоматологической клиники «5 Звезд»
потомственный врач
российский ученый, доктор технических наук, ректор РТУ МИРЭА
популярный специалист по направлениям IT и рекламы
русский ученый, создатель науки «биогеохимия»
русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед
учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине
шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования