Поделиться:

О знаменитости

Леонид Владимирович Занков: биография


Особенно важной проблемой, нуждающейся в разработке, по мнению Л.В. Занкова, является проблема обучения и развития ребёнка . Он глубоко разработал данную проблему на примере детей с отклонениями в развитии. В частности, он разрабатывал данную проблему на примере психолого-педагогического изучения умственно-отсталых детей. Им совместно с сотрудниками было проведено большое количество экспериментов, в результате которых был накоплен целый ряд научно обоснованных фактов. В работах Л.В. Занкова была научно обоснована важность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Он отмечал исключительное значение воспитательных воздействий для развития познавательной сферы умственно отсталых детей. При этом, он обосновывал необходимость именно коррекционно- воспитательных воздействий, которые учитывают особенности развития ребёнка и опираются на его компенсаторные возможности.

Л.В. Занков был организатором и непосредственным исследователем психического развития умственно отсталых детей, изучаемого в динамике их обучения в специальной школе.

В трудах Л.В. Занкова рассматривались проблемы значительного отличия всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового характера образования для умственно отсталых школьников, был противником копирования программы массовой школы для вспомогательных школ. По мнению Л.В. Занкова, без соблюдения выше перечисленных требований умственно отсталые школьники лишь формально усваивают материал, а не интериоризируют его, то есть не осваивают во внутренне психическом плане. Как известно, Л.В. Занков был основоположником развивающего обучения в СССР. В его трудах глубоко обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Особенно важно создание таких условий, по мнению Л.В. Занкова, для детей с отклонениями в развитии, в частности, для умственно отсталых. Но при этом данные психолого-педагогические условия должны значительно отличаться, поскольку развитие высших психических функций у нормально развивающихся и умственно отсталых детей имеют коренные отличия.

В работах Л.В. Занкова получила разработку проблема взаимодействия словесных и наглядных средств в обучении умственно отсталых детей . В специальной педагогике, с давнего времени отмечалось, что мышление умственно отсталых детей находится на низком уровне, и особенно страдают словесно-логические формы мышления. Именно поэтому акцент делался на применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей. В своих работах Л.В. Занков отмечал необходимость чередования наглядных и словесных средств обучения. Он сформулировал положение о том, что ведущим принципом организации обучения умственно отсталых детей должно стать повышение роли словесных средств в процессе перехода учащихся из класса в класс.

Глубокие исследования Л.В. Занкова и его сотрудников контингента специальных школ показали, что в них имеются дети, которые нуждаются в других формах обучения, чем умственно отсталые. В дальнейшем эти исследования дали толчок выделению специальной группы детей, получивших название «дети с задержкой психического развития» .

Л.В. Занковым были написаны фундаментальные работы, посвящённые психологии умственно отсталых детей, которые явились одними из первых в СССР.

Л.В. Занков подверг тщательному анализу работы разных авторов, посвящённые определению степени умственной отсталости. Он рассмотрел работы П.П. Блонского, Т. Циэна и др. В своих исследованиях Л.В. Занков отмечал необходимость создания критериев, по которым можно разграничить степени умственной отсталости . По мнению учёного, это было особенно важно, поскольку при отборе детей во вспомогательные школы были случаи попадания в них нормально развивающихся детей, а также детей с другими отклонениями в развитии, например – с нарушениями слуха.

Необходимость усовершенствования отбора во вспомогательную школу стала импульсом для разработки Л.В. Занковым методики исследования умственно отсталых детей. Л.В. Занков отмечал, что для того, чтобы исследовать ребёнка с умственной отсталостью, необходимо сначала рассмотреть общий вопрос о соотношении развития нормального и умственно отсталого ребёнка. Данная проблема разрабатывалась ещё до революции Г.Я. Трошиным, после революции получила развитие в трудах Л.С. Выготского, в дальнейшем была разработана в трудах Занкова.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд

австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа

Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Эрик Эриксон Эрик Эриксон

был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Чарлз Роберт Дарвин Чарлз Роберт Дарвин

педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens

Карен Хорни Карен Хорни

американский психолог норвежско-датского происхождения

Анна Фрейд Анна Фрейд

британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда

Паулу Фрейре Паулу Фрейре

бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики

Эдвард Брэдфорд Титченер Эдвард Брэдфорд Титченер

англо-американский психолог-экспериментатор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора