Поделиться:

О знаменитости

Корнелиус Крюйс: биография


Во время своих плаваний Крюйсу приходилось и каперствовать. Такого рода занятия в эпоху первоначального накопления капитала были обычным делом капитанов хорошо вооружённых торговых судов. Так однажды, около 1689 года, на обратном пути с Кубы он взял в качестве приза шедшее из Санто-Доминго французское купеческое судно.

Но через два года удача отвернулась от самого Крюйса. В то время шла война между Францией и Нидерландами и корабль Крюйса на пути из Испании в Нидерланды захватили французские каперы. В октябре 1691 года его бывший корабль каперы привели на буксире во французский порт Брест, а самого его бросили в тюрьму.

Попав в столь сложную жизненную ситуацию 36-летний Крюйс не отчаялся. Он обратился к своей семье в Ставангер за доказательствами, что он является норвежцем, то есть датским подданным. Так как Дания не находилась на тот момент в состоянии войны с Францией, то в том случае, если бы Крюйс получил необходимые документы, подтверждающие его датское подданство, захват его корабля и арест его самого следовало бы по французским законам признать неправомерным. Почти полгода Крюйс провёл в тюрьме, прежде чем полицмейстер Ставангера по запросу его матери отослал метрику Крюйса во Францию, а матери выдал её копию. После того как Крюйс заручился необходимыми доказательствами своей принадлежности к датскому подданству, французские власти «выразили сожаление» по поводу захвата капитана корабля из нейтрального государства освободили его из тюрьмы и вернули корабль.

Несмотря на выпавшие на его долю неприятности и на по-прежнему продолжавшуюся войну, Крюйс на протяжении трёх последующих лет продолжал совершать челночные плавания между Кадисом и Амстердамом. Какие грузы доставлял он из Испании в Нидерланды неизвестно. Из Нидерландов же в Испанию он доставлял сыр, который охраняло от корабельных крыс пять кошек. После двадцатипятилетних плаваний по морям и океанам капитан Крюйс стал очень деятельным и искусным специалистом по навигации и кораблевождению, а кроме того, приобрёл хороший военно-морской опыт.

Служба в голландском Адмиралтействе и переход на русскую службу

В 1696 году Корнелиус Крюйс завершил свою службу на торговых судах частных судовладельцев и начал служить в амстердамском Адмиралтействе. Хотя Крюйс и был приписан к военному ведомству, тем не менее военного чина он не имел. Поначалу Крюйсу представили лишь временную работу на три месяца, но с октября 1696 года он получил постоянную должность унтер-экипажмейстера. В круг его обязанностей в течение двух лет входили снаряжение и надзор за нидерландскими военными кораблями.

Жизнь на берегу обернулась для Крюйса непредвиденными неприятностями. В сочельник 1696 года расчёт с бондарем за несколько корабельных бочек, починенных им для Крюйса, обернулся для последнего неприятной историей. Бондарь, недовольный низкой оплатой, в бешенстве покинул меблированные комнаты жилища Крюйса, а затем вернулся с большой оравой своих приятелей и крепко ударил унтер-экипажмейстера прямо по лицу, в результате чего Крюйс, моряк немалого роста (около 190 см) был опрокинут на спину, после чего напавшая на него орава ушла, оставив его с больной головой.

В новом, 1697 году, влиятельные чиновники амстердамского Адмиралтейства возложили на Корнелиуса ответственность за недостачи в казне, одновременно обвинив его в погрузке недоброкачественного продовольствия на одно из нидерландских судов. Зимой 1698 года возникла новая проблема — над Крюйсом нависла угроза увольнения и безработицы: война 1688—1697 годов наконец завершилась, а заключение мира влекло за собой неизбежное последствие — сокращение личного состава в военно-морском флоте. Внезапно на жизненном горизонте Крюйса появилась новая надежда: друг Корнелиуса, амстердамский бургомистр Николаас Витсен в ноябре 1697 года намекнул ему, что русский царь Пётр I желает нанять Крюйса для строительства русского военно-морского флота.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Колчак Александр Васильевич Колчак Александр Васильевич

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль Нильс Юэль

датский адмирал

Хуберт Шмундт Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора