О знаменитости
Гияс ад-Дин Байсонкур ибн Шахрух: биография
После смерти Байсонкура мастерская перешла во владение к его старшему сыну Ала ад-Даула. После того, как в 1447 году скончался Шахрух, Улугбек забрал часть художников к себе в Самарканд, где они старались продолжить творческий стиль, характерный для лучших работ в Герате. Однако после смерти Улугбека в 1449 году мастерская окончательно исчезла.
Художники китабхане Байсонкура были непосредственными предшественниками Бехзада, подготовившими прекрасную почву для нового расцвета гератской школы миниатюры во второй половине XV века, а байсонкуровские каллиграфы положили начало замечательной хорасанской каллиграфической традиции.
«Шахнаме» Байсонкура
Самыми блестящими признаны миниатюры к трем манускриптам, созданным в мастерской Байсонкура: «Гулистан» Саади (Библиотека Честер Битти, Дублин), «Калила и Димна» (Библиотека Топкапы Сарай, Стамбул), и «Шахнаме» Фирдоуси (Библиотека Дворца Гулистан, Тегеран), однако из всех трёх миниатюры к «Шахнаме» выделяются особым изяществом и богатством.
Манускрипт Шахнаме из библиотеки дворца Гулистан был заказан Байсонкуром в 1426 году и завершён его художниками 30 января 1430 года. Его размеры 38х26 см, в нём 346 страниц и 21 миниатюра. Текст написал почерком насталик каллиграф Мавлана Джафар Байсонкури (Джафар Али Табризи), который служил главой китабхане Байсонкура. Миниатюры по всей вероятности выполнили художники Мулла Али и Амир Халил, а переплёт Мавлана Киям ад-Дин. По качеству работы, золочению, искусности миниатюр, прекрасной каллиграфии и великолепному переплёту Шахнаме Бйсонкура уступает только прославленному экземпляру «Шахнаме» Тахмаспа, известному как «Шахнаме Хаутона» (создан в 1525-35гг). Факсимильное издание книги было выполнено в 1971 году в честь 2500-летия основания иранской монархии.
В предисловии манускрипта сообщается, что этот экземпляр не был скопирован с одной рукописи Шахнаме, но его текст составлен из нескольких разных вариантов произведения Фирдоуси, что позволило создать самый обширный свод эпоса Шахнаме (более чем 58 000 стихов — на каждом листе по 6 колонок в 31 строку). В предисловии сообщаются также некоторые факты об эпосе и его авторе, но, к сожалению, часть этих фактов не соответствует действительности. Несмотря на это байсонкуровский вариант Шахнаме стал образцом для подражаний и копирования.
Ценность манускрипта заключается не только в его обширном тексте, но и в великолепных иллюстрациях. Художники Байсонкура используют богатую цветовую гамму — оттенки красного, зелёного, чёрную, белую, коричневую и золотую краску, охру, а также несколько оттенков синего пигмента. Миниатюры содержат достаточно точные изображения различных животных, интерьеров дворцов, элементов их украшений и изразцов, а также архитектурных сооружений, расположенных в вымышленном природном окружении. Миниатюрам присущи композиционная ясность, точность рисунка, и сложные, зачастую неожиданные цветовые сочетания.
«Шахнаме» Байсонкура является не просто ценнейшим культурным артефактом. Богатство и изысканность этого манускрипта свидетельствуют о том, в какой мере и с каким желанием тюрки-тимуриды стремились вписаться в традиционный персидский культурный контекст.
-
Тиран Заххак прикованный к горе Дамаванд. "Шахнаме" Байсонкура. Герат, 1430г., Библиотека дворца Гулистан, Тегеран
-
Исфандиар убивает Арджаспа в его дворце. "Шахнаме" Байсонкура. Герат, 1430г., Библиотека дворца Гулистан, Тегеран
-
Фарамарз скорбит по Рустаму и Заваре. "Шахнаме" Байсонкура. Герат, 1430г., Библиотека дворца Гулистан, Тегеран
-
Кей Хосров убивает Эйлу. "Шахнаме" Байсонкура. Герат, 1430г., Библиотека дворца Гулистан, Тегеран
Библиография
- Акимушкин О. Ф. Байсунгур-мирза и его роль в культурной и политической жизни Хорасанского султаната в первой трети XV в. Альманах Петербургское востоковедение. СПб 1994 вып. 5 стр. 143—168.
- Акимушкин О. Ф. Китабхане Байсунгур-мирзы. Из истории культуры Ирана, Афганистана и Мавераннахра. C. 80-84. — Б.м.. -. Информационный бюллетень / Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. Спец. вып. — М., 1987
- B. Gray, Persian Painting, Geneva, 1961, pp. 85-88
- B. Gray, ed., The Arts of the Book in Central Asia, 14th-16th Centuries, London, 1979.
- T. W. Lentz. Painting at Herat under Baysunghur ibn Shahrukh. Harvard University, 1985.
- W.M. Thackston. A Century of Princes. Sources on Timurid History and Art. Cambridge. Mass. 1989.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
депутат Государственной думы РФ
политический деятель и борец против коррупции в Молдове
казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева
депутат Заксобрания Ростовской области
мэр г. Ярославля
российский политик, предприниматель общественный деятель.
подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области
российский политик, основатель ЛДПР