Поделиться:

Средневековье - антиборец за чистоту

Средневековье – это не только пора прекрасных балов, героических рыцарей и романтичных дам. Забудьте то, что вы видели в исторических фильмах. Правда намного прозаичнее, да и не так прекрасна, как казалось…

Приходилось ли вам бывать в средневековом замке? Если да, то вы обязательно вспомните мрачные своды рыцарских залов и ужасающий холод всех внутренних помещений, даже в самый жесткий июльский зной там все равно было холодно. Кровати, прикрывались большими балдахинами не для красоты, не только ради сохранения тепла, кроме этого они служили защитой от насекомых. Если говорить по правде, то задерживали они не просто комариков, а блох и клопов, которые сыпались с потолка. Интересный факт - во времена популярности пышных причесок-фрегатов дамские кровати были сидячими, чтобы не испортить творения парикмахера. А мебель из красного дерева была столь популярной не из-за красоты или роскоши, все намного проще, на ней просто не было видно клопов.

3.jpg

Эти маленькие насекомыми были более популярны, чем мода в те времена, особенно среди рыцарей, кстати говоря, вот описание одного из среднестатистических рыцарей. Он имел средний рост где-то в один метр шестьдесят сантиметров. Небритое и немытое чудо природы, как правило, было еще и обезображено оспой. Под шлемом прекрасного рыцаря в своем большинстве копошились вши и блохи. И еще наверно какие-то насекомые. О прекрасном запахе изо рта, можно даже не упоминать, увы, тогда чистка зубов была не столь популярной. А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Так как процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше, часто свою нужду благородный рыцарь справлял - прямо в латы.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. Только в одном Риме действовало более тысячи различных бань.

А вот христианский люд, внемля нравоучениям отцов церкви, к мытью тела относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна не только греховна, но и нереально дорога из-за стоимости дров. Поэтому в средневековых рыцарских романах и эпосах личная гигиена обладала высокой ценностью и была доступна благородным господам. Запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами.

Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье перед замком под липой. Эпический герой Битерольф устраивает совместные купания с 86 другими мужами или более, а один раз сразу 500 витязей мылось в бадье, установленной в зале. Хотя зачастую средневековая семья укрывалась в теплой купальне в студеную погоду.

1.jpg

Так, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы; Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно страдает от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Инквизиция пропагандировала отречение от тела. Григорий Великий называл его "омерзительным одеянием души". "Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело", - говорил Людовик Святой.

Русские послы при дворе короля Людовика XIV писали, что великий король так смердит, как дикий зверь. Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто. Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

При дворе Людовика XIV был издан эдикт, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они в большинстве своем вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. Хотя, в одном из польских городов в XIII-XV веках в качестве профилактики распространения чумы был издан закон, по которому каждый гражданин обязан был посетить общественную баню минимум один раз в неделю. Не исполнявших данное предписание штрафовали, а злостных нарушителей даже заключали под стражу.

2.jpg

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Грязь и вши считались особыми признаками святости.

Методы борьбы с блохами были, как пассивными, к примеру, палочки-чесалочки, так и более активными, знать во времена Людовика XIV нанимала специального пажа для ловли блох. Более богатые дамы, чтобы не разводить на себе целые «зоопарки», носили шелковые нижние рубашки, полагая, что вши за шелк не уцепятся, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, и к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры были особо романтичными и собирали с себя блох, чтобы в итоге пересадить их на свою даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Кормление вшей и клопов собой считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Да даже искать вшей друг у друга было неким способом высказать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора