Поделиться:

Анатолий Кисляков – победить врага можно в любых обстоятельствах!

Анатолий Васильевич родился в семье крестьянина. Закончил семилетку. Начало профессиональной деятельности связано с работой наборщика в типографии. В 1937 стал студентом Московского полиграфического техникума, параллельно посещая аэроклуб. В рядах Красной Армии служил с 1939. Через год, в 1940 – выпускник Борисоглебской военной авиационной школы летчиков. Почти сразу после окончания этой школы, был отправлен на территорию Забайкалья, где попал в полк под командованием известного летчика Витта Фёдоровича Скабарихина.

1.jpg

В 1941 на счету Анатолия Кислякова появился первый сбитый самолет, когда он был членом 153-го истребительного авиаполка. Случилось это, как вспоминал сам Анатолий Васильевич, 4 августа, когда он направлялся в разведку войск противников. При приближении к линии фронта, советское звено столкнулось с 2 финскими самолетами, которые летели на территорию фронта. Сбить вражеский самолет получилось, попав одному из самолетов в хвост. Пылающий самолет врезается прямо в землю. Как утверждал летчик, именно эта победа вдохновила его и вселила уверенность в том, что победить врага можно в любых обстоятельствах. В письме отцу Анатолий писал, что будет громить врага со всей безжалостностью и не допустит его появления на родине. Он сдержал свое обещание и лишь за 1 год осуществил 270 полетов. За отличные полеты Кисляков был награжден Орденами Ленина и Красного Знамени и в декабре того же года он был в рядах коммунистов полка.

Еще с самого начала войны Анатолий Кисляков – пилот, командующий звена и эскадрильи. Был он также заместителем командира. Кисляков был ранен через год после начала войны (1942).

2.jpeg

Однополчанином Анатолия Кислякова был Алексей Смирнов – истребитель-профессионал, позже получивший звание Героя Советского Союза, причем дважды. Между ними завязалась дружба, иногда они вместе летали на боевые задания. Запоминающимся стал один из боев в том же 1942 году. Было это на Воронежском фронте. Алексей и Анатолий в составе девятки истребителей поднялись на прикрытие войск. Бойцы, увидав, как приближается девятка «Юнкерсов» и «Мессеров», пошли в атаку и каждый сбил один «Юнкерс». В это время остальные истребители в панике бросили бомбы на свои же войска, снизили высоту и просто ушли. Но на этом не закончилось. Бой начался с «Мессерами», один из которых был сбит Смирновым, а другой – одним из нашей девятки. В итоге, благодаря общим усилиям, немцам так и не удалось атаковать советские позиции.

Кисляков принимал участие в налетах на немецкие аэродромы под Красным Селом, Пушкино и Тосно. Здесь он ликвидировал 15 самолетов на земле. Стоит вспомнить, что Анатолий не раз подвергался смертельной опасности, будучи на краю: дважды мотор отказывал и 4 раза истребитель был поражен зенитками. Тогда начались серьезные и тяжелые бои над Сталинградом.

На «Аэрокобре» Анатолий Кисляков одержал 6 побед над Волгой, полком был сбит 81 самолет. 7 побед получил летчик в боях с превосходящими силами врага. Участвовал также в боях на территории Демьянского плацдарма, когда в конце декабря 1942-го 6-я Воздушная армия послала Кислякова в качестве сопровождающего разведчика Тк-2 для того, чтобы сфотографировать оборону немцев. Как приказывал Ф. Полынин, разведчик выполнял особо важное задание фронта и в случае, если его собьют, отвечать надо будет головой.

Когда пятерка поднялась в воздух, тут же были замечены «Мессершмитты». Команда отправилась в атаку, а сам Кисляков устремился на 2 ведущих вражеских самолета. Одна машина свалилась на землю. Анатолий на космической скорости выполнил маневр «горка», ведущий оказался в хвосте еще одного «Мессера» и четко подбил его. В это время ведомые Пасько и Лоренц уничтожили еще 2 самолета. В сумме было сбито 4 вражеских самолета Кисляковым и ведомыми.

Как вспоминал на допросе один из пилотов «Мессера», он не мог ничего сделать, атакуя советского пилота целых 2 раза. Он признал превосходство техники пилотирования Киселева.

Свое мастерство комэск проявил и в других боях. В январе 1943-го в условиях сильной облачности Кисляков под Осташковом сбил «Фоккер», который упал недалеко от командного пункта сухопутных войск. 3 самолета были уничтожены Анатолием Васильевичем в операции по освобождению Невеля, который на то время входил в Калининскую область. Не менее напряженными были сражения на территории Литвы и Латвии. Последние боевые подвиги летчик совершил в боях за взятие Кенигсберга в 1945 году на территории Восточной Пруссии.

3.jpeg

Гордость храброго летчика-истребителя – 539 полетов, 80 успешных боев в небе, где Кисляков ликвидировал 14 самолетов самостоятельно, а также 3 вражеских самолета вместе с товарищами. Уничтожал боевую технику летчик не только в воздухе – живая сила врага и большое количество техники было уничтожено на земле. Летал Кисляков и в разведку, как говорилось выше. Почетное звание Героя Советского Союза бойцу присвоили в день первого послевоенного праздника – праздника ВВФ

18 августа 1945 Анатолий Васильевич Кисляков удостоен звания Героя Советского Союза за 532 боевых вылета, 15 ликвидированных самолетов и 1 аэростат.

Службу в ВВС продолжил после войны. Продолжал образование в Военно-Воздушной академии, которую закончил в 1952 году. С 1968 – Полковник в запасе, ведущий конструктор завода. В это время он проживает в Москве.

Свой бесценный опыт Анатолий Васильевич Кисляков передавал младшему поколению. Будучи полковником в отставке, профессиональный летчик занимался активно общественной деятельностью. Его усилиями совместно с участниками Валдайской дивизии был создан уникальный музей боевой и трудовой славы, который находится в ГПТУ № 126 в городе Москва.

Память бойца увековечена в названии самолета МиГ- 23 П.

Награды:

  • Орден Ленина – 2 раза;
  • Орден Александра Невского, а также Орден Отечественной войны Первой степени – 2 раза; Орден Второй степени, Красной звезды – 2 раза;
  • Орден Красного Знамени – 3 раза;
  • А также многочисленные медали.


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии

Комментарии

Алексей Гаврилюк 2013-10-06 15:16:57

"...остальные истребители в панике бросили бомбы на свои же войска..."

Истребители? Бомбы?


"Как вспоминал на допросе один из пилотов «Мессера», он не мог ничего сделать, атакуя советского пилота целых 2 раза. Он признал превосходство техники пилотирования Киселева"

Статья о Кислякове?

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора