Ранние годы
Родился в селе Нижняя Сыроватка Слободской Украины (затем вошедшего в состав Харьковской губернии), в семье священника. Образование получил в Белгороде («обучался латинскому языку») и в Киевской духовной академии, по окончании курса в которой в 1765 г., по избранию начальства Академии и согласно воли императрицы Екатерины II, был послан в Англию для изучения агрономии, причём ему поручено было «смотрение» за другими молодыми людьми, вместе с ним посланными в Англию.
Вместе с тем, с того же 1765 г., он состоял «церковником» при русской церкви в Лондоне. В 1768 г. он женился на англичанке Елизавете Фильдинг (ум. в 1794 г.), обращённой им в православие, и в том же году, по кончине русского священника в Лондоне, по прошению, назначен на его место Священным Синодом, причём ему оказано было предпочтение перед другими просителями. В том же году он отправился в Петербург, где, отлично принятый и иерархами и некоторыми светскими сановниками, 8-го сентября был произведён в священники и возвратился в Лондон, где и стал совершать богослужение в русской церкви, между прочим для греков и сочувствующих православию англичан на греческом или латинском языке. В Англии Самборский пробыл 15 лет; но об этом периоде его жизни не имеется сведений, если не считать слов самого его в письме 1804 г., где он говорит, обращаясь к государю:
Дабы такое попечение там не прекратилось после него, он на собственное иждивение приготовил достойного преемника себе (протоиерея Я. Смирнова).
Получив о нём хорошие сведения, вероятно от русского посланника в Лондоне, императрица в 1780 г. вызвала его в Россию. Можно подумать с первого раза, что последовавшими затем назначениями на высокие посты при дворе, и вообще своею карьерою, Самборский обязан протекции своих высокопоставленных земляков — малороссов, например, кн. Безбородко, близкие, по-видимому, отношения к которому Самборского относятся к числу самых ранних связей его между сановниками. Ещё в 1783 году Самборский обращался к нему со своею любимою мыслью о необходимости повсеместного введения в России улучшенных способов земледелия и полеводства. Но всего вероятнее, что императрица сама лично усмотрела в Самборском такого человека, какой был нужен в данном случае. Стремясь к сближению с Западной Европой, к утилизации для России европейского просвещения, имея достаточно советников и немецкого и французского направления, она не могла не остановить своего внимания на умном русском человеке, пробывшем 15 лет в Англии, отлично знакомом с её жизнью и учреждениями. Личность Самборского обрисовывается, по его письмам, лучшими, вполне симпатичными чертами, и впечатление, им произведённое, не могло не быть благоприятным. В Англии он не сделался ни деистом, ни материалистом, сохранил горячую любовь к родной стране, вывез из Англии уважение к закону и праву, прогрессивность стремлений, все те лучшие возвышенные нравственные стремления жизни, которые характеризуют человека истинно благовоспитанного, облагороженного, каких не много было в то время на Руси.
По его возвращении из Англии, Екатерина II назначила его настоятелем Софийского собора в Царском Селе, построенном Чарльзом Камероном в 1780 году. В продолжение двухлетнего пребывания в должности настоятеля Софийского собора Самборский согласно воле императрицы не преминул сделать употребление из приобретённых в Англии познаний по садоводству, и ему принадлежит планировка увеселительного и нравоучительного сада в Царском Селе, устроенного по мотивам "Сказки о царевиче Хлоре», сочиненной Екатериной Второй для внука Александра. Сад описан в стихотворной поэме С.С.Джунковского "Александрова. Увеселительный сад Его Императорского Высочества благоверного государя и Великого князя Александра Павловича" (1793; тит. изд. 1794; 2-е изд. Харьков, 1810). Одновременно поэма появилась во французском переводе Ш.-Ф.-Ф. Массона ("Alexandrova, ou Ses jardins de Son Altesse..", 1793; 2е ?d, 1794; 3е ?d. Vienne, 1804).