В 1911 окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1915 преподавал (с 1918 профессор) и вёл научную работу в Московском высшем техническом училище, с 1933 — в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева. Основные труды по теории прочности сооружений и конструкций. Большое значение для практики проектирования и строительства имеют разработанные под его руководством теоретические основы расчёта строительных конструкций по предельным состояниям. Им также разработаны основы типизации транспортных и промышленных сооружений. По его проектам построен ряд крупных металлических железнодорожных мостов, в том числе мосты через реки: Ока, Волга, Днепр, канал им. Москвы.
Биография
Николай Станиславович Стрелецкий родился 2 (14) сентября 1885 года в крепости Осовец Белостокского воеводства (ныне Польша). Его отец, видный военный инженер С. А. Стрелецкий, строил оборонительные сооружения в Вильнюсе, Риге, Хабаровске, Владивостоке. В 1904 году Николай окончил гимназию во Владивостоке и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Диплом с отличием он получил в 1911 году. Для совершенствования знаний по мостостроению молодой инженер был направлен в двухгодичную командировку в Германию, где он слушал лекции в Щарлоттенбургской высшей технической школе, работал в проектном бюро, участвовал в возведении мостов. Вернувшись из-за границы, Н. С. Стрелецкий устраивается в Общество Московско-Казанской железной дороги, где под его руководством разрабатываются проекты мостов через Оку, тоннеля под Волгой в Нижнем Новгороде. Глубоко проанализировав и обобщив весь предшествующий опыт проектирования и строительства аналогичных сооружений, Николай Станиславович публикует этот материал, сразу же обративший на себя внимание специалистов.
В 1915 году Н. С. Стрелецкий становится преподавателем инженерно-строительного факультета МВТУ. Педагогическую работу он сочетал с большой научно-исследовательской и инженерной деятельностью. В 1917 году возглавил кафедру мостов и параллельно преподавая в Московском институте инженеров путей сообщения. Звание профессора Николай Станиславович получил в 1918 году, тогда же издал монографию «Разводные мосты», в которой систематизировал и классифицировал эти сооружения по кинематическим схемам и впервые применил в расчетах рациональные графические методы, а также учет сил инерции.
С 1925 по 1931 годы Н. С. Стрелецкий пишет фундаментальный «Курс мостов» (в монографии рассматривается целесообразность применения на автомобильных дорогах и в горных местностях висячих и вантовых конструкций). В 1928 году на Международном конгрессе в Вене он выступил с генеральным докладом по теме динамики мостов под действием подвижных нагрузок, получившим очень высокую оценку. С 1930 по 1935 год Николай Станиславович возглавлял кафедру мостов в Военно-инженерной академии.
Кроме мостостроения Н. С. Стрелецкого занимали металлические конструкции промышленного и гражданского строительства. Еще в 1927 году он стал одним из организаторов Государственного института сооружений, преобразованного через пять лет в ЦНИИПС, где сначала руководил лабораторией, а в 1935—1936 годы директорствовал.