Биография
Образование
Мухамеджан Тынышпаев родился 12 мая 1879 года в предгорье Жиланды Маканчи-Садыровского района Лепсинского уезда Семиреченской области. Его отец Тынышбай, происходил из знатного казахского рода, являлся членом земельного комитета, созданного военным губернатором Семиречья генералом Г. А. Колпаковским. В 1889 году он повёз сына в город Верный на обучение. Мухамеджан успешно окончил двухгодичный подготовительный класс, после чего стал обучаться в Верненской мужской гимназии. За успешную учёбу он постоянно получал грамоты за хорошую успеваемость. Согласно его гимназической характеристике
В 1900 году он окончил Верненскую гимназию и поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге благодаря ходатайству директора Верненской мужской гимназии М. Вахрушева, в которой указывалось, что
В Петербурге он проживал в туркестанском общежитии, которое было организовано по предписанию генерал-губернатора Семиречья. Тынышпаев был взят на полное содержание, ему ежегодно выплачивали 420 рублей, из которых 60 рублей выдавались единовременно на покупку необходимой одежды, обуви и учебных принадлежностей. Практику Мухамеджан Тынышпаев проходил в степях Казахстана, где в то время прокладывали железную дорогу Оренбург — Ташкент.
В 1905 году Тынышпаев сдал выпускные экзамены, защитил курсовой проект «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги» и получил диплом инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на госслужбу. Так он стал первым казахским инженером-железнодорожником.
Начало трудовой деятельности
В 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принял активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через реку Амударью.
В конце 1906 года он был избран от Семиреченской области депутатом 2-й Государственной Думы, которая начала заседать в феврале 1907 года. 1 июня 1907 года председатель Совета министров России Пётр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом царя Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот). Тынышпаев вернулся из Санкт-Петербурга в Туркестанский край.
В 1907 году он участвовал в изыскательной экспедиции А. Голембиевского по изучению трассы будущей Туркестано-Сибирской магистрали на юге, от станции Арысь до реки Или.
С 1907 по 1910 год работал инженером особых поручений на строительстве железной дороги Ашхабад — Ташкент.
С 1911 года Мухамеджан Тынышпаев работал начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевская — Андижан.
В 1914 году он перешёл работать на строительство южной части Семиреченской дороги (начало Турксиба), где был начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыси до Аулие-Аты (ныне Тараз).