Поделиться:

О знаменитости

Герман Карл Узенер: биография


Герман Карл Узенер биография, фото, истории - немецкий филолог, профессор Боннского университета, корреспондент Российской академии наук

немецкий филолог, профессор Боннского университета, корреспондент Российской академии наук

Жизнь

Родился в Вайлбурге и окончил тамошний Гимназиум. С 1853 учился в Гейдельберге, Мюнxeне, Гёттингене и Бонне. В 1858 г. начал преподавать в Joachimsthalschen Gymnasium в Берлине. Профессор Боннского университета с 1866; был профессором Бернского университета с 1861 по 1863, затем Университета Грайфсвальда.

Громадная эрудиция Узенера проявлена им в целом ряде по большей части мелких работ в самых разнообразных отделах филологии, начиная с Гомера («De Iliadis carmine quodam Phocaico», 1875) и других древнегреческих поэтов и кончая житиями святых («Acta S. Timothei», 1877; «Legenden d. heiligen Pelagia», 1879 и проч.), астрономической литературой Византии («Ad historiam astronomiae symbola», 1876) и латинскими схолиастами (особенно «Scholia in Lucani bellum civile», 1869). Большая часть статей Узенера помещены в журнале «Rheinisches Museum». Из изданных отдельно трудов Узенера особенного внимания заслуживают «Epicurea» (1887; наиболее полное критическое издание источников эпикурейской философии), «Der heilige Theodosius» (1890), «Gotternamen» (1895).

Труды

Герман Узенер — создатель знаменитой школы исследования мифологии. Узенер видит в мифе продукт известных представлений, перенося тем самым центр тяжести с обряда и мифа на проблему истории сознания. Образ должен изучаться с точки зрения генезиса, породивших его представлений. Религиозные представления важны не своим содержанием, но общим принципом своего возникновения; вот это-то возникновение, отрицающее формальную логику, говорит, что мышление понятиями вырабатывалось в течение долгих веков, и что ему предшествовало мышление образами. Все представления создались мифотворческим сознанием, которое противоположно позднейшему, понятийному. Мифологические образы возникли в доистории. Язык, религия, нравственность — общественные проявления, которые проходят стадию развития уже до того, как вступают в историю. В поздних формах упорно продолжают жить ранние, свидетельствующие об этой предварительной стадии пройденного развития, и нужно уметь распознавать в них исходное значение.

Таким образом Узенер закладывает новое учение об образном представлении как об одной из начальных стадий сознания. Как результат, появляются систематические исследования по религии, в частности — по христианству, возводимому к языческим представлениям, и рядом идет работа в области легенды, мифа, обряда, имени, образа. Особенно важно, что создается наука об имени и эпитете, и под ними показывается мир первичных представлений, тождественных тем же представлениям, что параллельно создают миф и обряд. Ещё дальше Узенер подходит с этой же точки зрения и к вещи, показывая с большим мастерством, что вещественный предмет есть носитель того же образного смысла, что и миф. Два больших теоретических вывода остаются после работ Узенера. Первый говорит о необходимости метода, освобожденного от современного «здравого смысла»: если мы хотим понимать более древние ступени развития, то мы должны совершенно освободиться от представлений нашего времени. Второй показывает основное тождество «многоразличных» и «многозначных» образов, то есть между тождеством и различием образа впервые улавливается какая-то связь. В этих двух принципах, по существу единых, Узенер с исторической точки зрения закладывает фундамент полисемантики образа. Для изучения мифа, обряда, языка, религии и пр. Узенер требует изучения антропологии, этнологии и культуры низших классов: он — приверженец исторического метода. Узенер мечтает о новой науке, которая исследовала бы религиозные представления, и о новом методе в изучении литературы — историческом.

Далеко отстоя от философских или теоретических задач, Узенер, тем не менее, обогащает именно теорию и именно философию науки.

Влияния

Выдающийся ученый, Узенер повлиял на развитие многих областей классической науки, в первую очередь на формирование понятий в религии. Среди его студентов и учеников были многие известные деятели. До опубликования Фридрихом Ницше «Рождения трагедии» Узенер оказывал ему поддержку, после списал как ученого. Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф, представитель второго поколения немецких филологов, учившийся у Узенера в Бонне в 1867—1869 гг., во многом не соглашался со своим учителем. Их переписка опубликована. Среди других учеников Узенера Герман Дильс, Пауль Наторп, Ханс Лайтцман, Альбрехт Дитрих и Рихард Райтценштайн.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Итазов Тимурлан Шамсадинович Итазов Тимурлан Шамсадинович

руководитель стоматологической клиники «5 Звезд»

Маланьин Сергей Игоревич Маланьин Сергей Игоревич

потомственный врач

Кудж Станислав Алексеевич Кудж Станислав Алексеевич

российский ученый, доктор технических наук, ректор РТУ МИРЭА

Валиахметов Альберт Марселович Валиахметов Альберт Марселович

популярный специалист по направлениям IT и рекламы

Вернадский Владимир Иванович Вернадский Владимир Иванович

русский ученый, создатель науки «биогеохимия»

Борис Исаакович Ярхо Борис Исаакович Ярхо

русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед

Эндрю Яо Цичжи Эндрю Яо Цичжи

учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине

Ивар Якобсон Ивар Якобсон

шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора