Его критики считают Шахака антисемитом и называют «евреем-самоненавистником».
Биография
Родился в Варшаве (Польша) в состоятельной религиозной еврейской семье, в которой придерживались сионистских взглядов. После оккупации Польши Германией, семья была перемещена в Варшавское гетто. Некоторое время Израэля за плату укрывала польская католическая семья, но когда мать Шахака не смогла более платить, ребёнок был возвращен в гетто. Брату Шахака удалось бежать и поступить на службу в ВВС Великобритании, позже его самолёт был сбит и он погиб.
В 1943 году семья была депортирована в концлагерь Понятово, где отец умирает. Шахаку вместе с матерью удалось бежать и пробраться в Варшаву. В том же году их вновь арестовали и направили в концентрационный лагерь Берген-Бельзен. В 1945, году после освобождения лагеря британскими войсками, Шахак с семьей эмигрирует в подмандатную Палестину. Здесь Шахак пытался вступить в киббуц, но его не приняли на том основании, что он «слишком худосочный».
В дальнейшем Шахак служил в элитном подразделении израильской армии. Был помощником Эрнста Бергмана, главы израильской Комиссии по Атомной Энергии. Получил третью степень по химии в Еврейском университете, в дальнейшем обучался в США. Занимался поисками средств для борьбы с раковыми заболеваниями. С 1970 по 1990 год читал лекции в Еврейском университете Иерусалима.
Взгляды
Инцидент с вызовом скорой помощи в субботу
Сам Шахак пишет, что начал свою политическую деятельность в 1965-66 гг. после увиденного им в Иерусалиме случая, когда религиозный еврей отказался в субботу предоставить свой телефон для того, чтобы вызвать скорую помощь нееврею, потерявшему сознание рядом с его домом. Шахак обратился к раввинам за разъяснениями, и те ответили ему, что религиозный еврей поступил в полном соответствии с религиозными предписаниями. Шахак передал эти сведения в газету «Хаарец». Последовавшая публикация вызвала скандал в Израиле, но (по заявлениям самого Шахака) не повлияла на мнение раввинов.
Однако по утверждению британского раввина Джакобовица, раввинат постановил, что спасение жизни нееврея в субботу является священной обязанностью евреев. Раввин приводит многочисленные галахические постановления, многие из которых изданы сотни лет назад, прямо противоречащие утверждениям Шахака о запрете на нарушение субботы ради спасения жизни нееврея. Якобовиц также утверждает, что Шахак не смог указать того еврея, который, по его рассказу, отказался вызвать скорую помощь. Сам Шахак в одной из своих книг приводит цитаты из Талмуда и средневековых еврейских книг, о том, что запрещается оказывать помощь неевреям, находящимся в смертельной опасности, как в субботу, так и в будний день.
Мнение о связи политики Израиля и положений иудаизма
Шакак утверждал, что причина негуманного отношения Израиля к палестинцам и прочим неевреям кроется в том числе и в характере иудейской религии и её священных книг. Эти книги, а также высказывания многих почитаемых в иудаизме авторитетов, например Рамбама, по утверждению Шахака, содержат крайне расистские и враждебные высказывания по отношению к неевреям. При этом Шахак полагает, что, общаясь с неевреями, религиозные евреи и раввины намеренно пытаются скрыть или извратить истинное отношение еврейской религии к неевреям, чтобы не навлечь на себя ненависть. Среди раввинов, а также многих еврейских публицистов, по мнению Шахака, распространена «патриотическая ложь»: все факты, нелицеприятные для еврейской религии, истории или политики Израиля, в частности, нарушение прав палестинского населения, намеренно замалчиваются или искажаются из «патриотических соображений» .
По мнению Шахака, под евреями в Западном мире в настоящее время одновременно понимают две абсолютно разные группы людей, «к величайшему смущению некоторых благонамеренных людей, особенно в англоговорящих странах, которые считают, что их знакомый еврей „представляет“ евреев „вообще“». В то же время, по утверждению Шахака, такие часто встречающиеся у светских евреев качества, как юмор, стремление к знаниям и свободомыслие, не имеют ничего общего с традиционным иудаизмом, в котором проявление таких качеств преследовалось и продолжает преследоваться. По существу, пишет Шахак, слово «еврей» и его значения описывают две различные и даже противоположные общественные группы, и в результате политики, проводимой Израилем, связь между ними быстро утрачивается. С одной стороны, это традиционная тоталитарная община, с другой стороны — это урождённые евреи, принявшие идеи «открытого общества».