Бхактисварупа Дамодара Свами сыграл активную роль в развитии диалога между наукой и религией. В течение тридцати лет, он занимал пост международного директора Института Бхактиведанты, занимающегося исследованием взаимосвязи между наукой, обществом и религией. Он также был одним из основателей международной межрелигиозной организации United Religions Initiative и ректором-основателем Университета культуры Бхагавата в Манипуре. Бхактисварупа Дамодара выступил организатором ряда конференций и мировых конгрессов, в которых приняли участие известные религиозные деятели и учёные, в том числе Далай-лама XIV и ряд нобелевских лауреатов.
Биография
Ранние годы
Дамодара Сингх родился 9 декабря 1937 года в маленькой деревне Тоубул в княжестве Манипур, входившего в то время в состав Британской Индии. В индуистском календаре день его рождения выпал на Одана-шашти — вайшнавский праздник, во время которого в священном городе Пури божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры облачают в новые одежды. Несмотря на сикхскую фамилию, родители Дамодары были индуистами-вайшнавами. Они назвали сына в честь Дамодары (Кришны в образе игривого маленького ребёнка) и воспитали сына в духе вайшнавской традиции. Отца Дамодары звали Йогендра Сингх, а мать — Каньяханби. Йогендра был певцом вайшнавских бхаджанов в манипурском стиле ната-санкиртана. Дамодара был вторым из трёх детей в семье.
Vyasapuja of Srila Sripad Bhaktisvarupa Damodara Swami Maharaj on 4th Dec. 2008 at BI Tirupati -- 6
Все видео
Детство Дамодары было трудным. В мае 1942 года, когда ему было четыре года от роду, японцы начали бомбить Манипур. Спасаясь от бомбёжек, Йогендра укрывался вместе со своей семьёй в бараках на берегах реки Янгой. В 1944 году Йогендра умер от тифа и заботу о детях взял на себя его брат — Тудам Ибомча Сингх. Он, однако, был не в состоянии поддерживать троих детей и спустя два года Дамодара оказался на попечении своей старшей сестры Аханби. Жили они в глубокой нищете. Для того, чтобы поддержать себя, они возделывали доставшийся им от отца участок земли. Когда Дамодаре было десять лет, он пообещал Аханби, что когда вырастет, заработает много денег и купит ей золотые украшения. Аханби ответила на это, что в будущем, он наверняка женится и украсит золотом не её, а свою жену. В ответ на это Дамодара пообещал никогда не жениться. Он сдержал своё обещание и всю жизнь хранил целибат.
В 1949 году Аханби вышла замуж и Дамодара остался один. Он учился в сельской школе и для того, чтобы заработать на жизнь, занимался культивацией риса. На учёбу времени практически не оставалось и Дамодара начал подумывать о том, чтобы оставить школу. На помощь ребёнку пришёл его школьный учитель: при содействии старейшины деревни он уговорил одну из деревенских семей взять Дамодара к себе на попечение.
В возрасте 14 лет Дамодара тяжело заболел тифом. Деревенские врачи объявили, что случай был безнадёжным и что ребёнок умрёт. Крестьянин, взявший Дамодару себе на попечение, начал молиться Кришне, повторяя «Дашаватара-стотру» (молитву десяти воплощениям Кришны), а Дамодара начал поститься. После сорока дней поста и молитвы, Дамодара выздоровел.
Дамодара регулярно посещал деревенский вайшнавский храм, поклоняясь в нём божествам Радхи-Кришны, Гаура-Нитая; и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Будучи ребёнком, он любил смотреть театральные представления о жизни Кришны. Однажды, Дамодара всю ночь смотрел представление раса-лилы (танца Кришны с его возлюбленными пастушками гопи) и на следующий день проспал школьный экзамен по математике.
Учёба, встреча с Прабхупадой
В 1961 году Дамодара с отличием окончил Университет Гувахати и перешёл в Калькуттский университет, где в 1964 году получил степень магистра технологии с отличием. Затем, Министерство образования Индии предоставило ему стипендию на продолжение учёбы в США, что было невероятным достижением для сироты из бедной манипурской деревни. В 1969 году Дамодара получил учёную степень магистра наук по химии в Канизийском колледже (Буффало) и занялся подготовкой докторской диссертации по органической химии в Калифорнийском университете в Ирвайне.