Биография
Родился в семье известного филолога-классика Натана Соломоновича Гринбаума.
- В 1973 — окончил Санкт-Петербургский (Ленинградский) политехнический институт по специальности «Техническая кибернетика».
- В 1989 — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Автоматическая структуризация текстов (на материале художественной прозы)».
- С 1991 — старший преподаватель кафедры математической лингвистики СПбГУ.
- С 1998 — доцент кафедры математической лингвистики СПбГУ.
- В 2000 — защитил докторскую диссертацию на тему «Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале Онегинской строфы и русского сонета)».
- С 2002 — профессор кафедры математической лингвистики СПбГУ.
Проживает в Санкт-Петербурге.
Область исследований
Основные области исследований: математическая лингвистика, математическая теория гармонии, искусствометрия, пушкинистика, стиховедение, принцип «золотого сечения».
Работы О. Н. Гринбаума заложили основы эстетико-формального стиховедения — нового направления в изучении русского классического стиха. Это научное направление базируется на гармонических философско-феноменологических принципах саморазвития поэтической мысли. Формальным инструментом стиховедческого анализа при таком подходе выступает закон «золотого сечения» и числовые последовательности Фибоначчи. Подобная линия исследований позволяет соединить в себе строгость математического анализа с традиционными литературоведческими методами и приемами, то есть на деле реализует идею «поверять алгеброй гармонию» поэтического текста. О. Н. Гринбаум вводит и использует такое понятие ритма, которое основано на соотношении значимых в речевом потоке элементов движения (в русском стихе — ударных и безударных слогов), что позволяет унифицировать понятие ритма для естественных и гуманитарных наук. Динамический анализ ритмики стиха О. Н. Гринбаум проводит в соответствии с тремя постулатами современного гуманитарного знания: 1) «ритм аккомпанирует содержанию» (А. Белый); 2) «ритм делает ощутимой гармонию» (Е. Г. Эткинд); 3) закон «золотого сечения» есть «универсальный закон художественной формы» (А. Ф. Лосев).
Преподавательская деятельность
- Филологический факультет СПбГУ — читал курсы «Элементы теории баз данных», «Информатика (элементы теории программирования)», «Математика и информатика», «Формальные и математические методы в литературоведении», «Формальные аспекты стиховедения»
- Приглашенный профессор в Вильнюсском, Вроцлавском, Петрозаводском и Удмуртском университетах (2004—2008 гг.)