Поделиться:

О знаменитости

Сакен Нажметдинович Гумаров: биография


Любимой книгой его была «Этногенез и биосфера земли» Л. Н. Гумилёва. Размышления художника и идеи совпадали с мыслями учёного, и нашли место в картинах — рассказах о древних этносах в циклах «Тюркское», «Память предпрошлого», «Гуси» и других. Особое внимание в обсуждениях с организаторами будущих его выставок, (выставка «Мыслиформы» должна была в скором времени состояться в Вильнюсе на соционическом семинаре, который проводила создатель науки Соционика Аушра Аугустинавичуте (среди организаторов В.Тацяк, Сауле Лесауските), а затем выставка должна была пройти в Государственном музее, тогда ещё Свердловске.) внимание было обращено на главу в «Этногенезе…»- «Пассионарность и сфера сознания». В этой главе Лев Николаевич Гумилёв вводит термин «attractio» от латинского слова и понятие « аттрактивность», учёный добавляет, что впрочем «природа аттрактивности неясна пока». Так возникла предпосылка к возникновению термина, как направления в искусстве — аттрактивизм . В дальнейшем все выставки художников и в первую очередь Сакена Гумарова стали причисляться к направлению «аттрактивизм» .Выставки часто насилии исследовательский характер — дополнялась и становилась более полной концепция направления и добавился «аттракт», как понятие (Н,Клещевникова, Ев. Литровник). Впервые слова аттрактивист, аттрактивизм прозвучали в значение близком к понятиям Л. Н. Гумелёва в оценке творчества художника в России в Москве на открытие выставки Сакена Нажметдиновича Гумарова в культурном центре на Волхонке, в выступлении автора этой статьи в 1991году. (В печати терминология освещалась на .англ. яз. в (Kyev-post), «New art concept attracts», 2001, а на протяжении последних 8 лет термин в широко используется в искусствоведении).На открытии этой московской (1991) выставки искусствоведы и гости сравнивали творчество художника с Василием Кандинским и упоминали о «Голубом всаднике»(объединение художников возникшее в 1911 году, и показавшее свои работы в 1912 году на выставке в галерее «Буря» в Мюнхине .Один из руководителей В. Кандинский, он выпускал альманах «Голубой всадник».Эти художники разделяли принципы экспрессионизма, но отличались друг от друга по характеру творчества и мировоззрению.)В выступлении ях подчеркивалось некоторое различие (присутствие чувства особого юмора и некоторых фовистких чёрточках в формальном содержании картин). Эта выставка Гумарова существенно отличалась в содержании от киевских, была выдержанна в культурных традициях национального.

Сравнения Сакена в выступлениях с В.Кандинским (1866—1944) заставляли вспомнить замечательные слова Франка Марка о «Голубом всаднике» и искусстве: « Мы противопоставляем великим столетиям своё Нет… Нет мы не сможем прервать методичный ход развития науки, триумфальный „прогресс“.» Эти слова написаны в марте 1914 года. Художники этого направления не ставили задачу адекватного отражения средствами искусства явлений и предметов действительности и не искали в жизни ярких фактов. В аттрактивизме и в творчестве Сакена есть яркие факты и яркие образы жизни, отсутствует бунтарство, другая гамма чувств и настроений даже в передаче « триумфа прогресса». Но в статье Ф.Марке есть и другие слова "Идём к насмешливому удивлению наших современников, по боковой дороге, которая ещё едва кажется дорогой и утверждаем: это и есть столбовая дорога… Мы боремся за чистые мысли, за мир, в котором смогут думаться и высказываться чистые мысли (сравнение — Л. Н. Гумилёв 1979 г — у людей имеются стремления, влечение к истине, красоте, справедливости и соответствие морали, этики), чтобы «чистые мысли высказанные не становились нечистыми.» -,1914 год, слова из статьи альманаха « Голубой всадник»,Мюнхин художника Франка Марка, далее писал -, «Мы знаем, что всё может быть разрушено, если зачатки духовных ростков не будут ограждены от жадности и нечистоты…». Автор материала, который Вы сейчас читаете, не ставит своей задачей искусствоведческий анализ творчества этих художников или казахского художника Сакена Гумарова, не берёт на себя смелость сопоставлять его творчество с такими художниками и их некоторыми картинами — Э. Нольде."Его предки"; В. Кандинский. «Голубой всадник».1903; Ф.Марке «Ландшафт с лошадью», «Голубая лашадь»; Э.Кирхнер «Девушка с подсолнухами»; графикой Рауля Дюфи к стихам Аполленара «Бестиарии» или Пауля Клее «Ковёр воспоминаний». Но в связи с аттрактивизмом и выше сказанным напоминаю ещё об одном большом художнике — графике, на то время непризнанным А. И. Шульдиженко- Стахов (1922—1988). Раньше выставок Сакена Гумарова в 1990 году в Киеве состоялась первая выставка Стахова «Браво художник» на Дни Лондона в Киеве. Кинофильм О Шульдиженко- Стахове начинался со слов о причастности художественных идей Стахова к «Голубому всаднику», а исследование истоков творчества художника, его графическое наследие позволили причислить его к направлению аттрактивизм. Сакен Гумаров был знаком с работами Стахова, говорил о новаторстве манеры термина «зрительный шум». В 1993 году прошла в Киеве первая совместная выставка работ художников этого направления в Киевском Политехническом институте. И по сей день продолжается знакомство с идеями «АТТРАКТИВИЗМА».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Маргарита Симоньян Маргарита Симоньян

российский журналист, писатель и сценарист, главный редактор международного телеканала RT и МИА «Россия сегодня»

Богатиков Александр Александрович Богатиков Александр Александрович

фотограф, путешественник, блогер

Александр Гордон Александр Гордон

российский телеведущий, журналист, режиссер и актер

Джулиан Ассанж Джулиан Ассанж

основатель сайта WikiLeaks, австралийский программист

Хью Хефнер Хью Хефнер

основатель журнала «Плейбой»

Зоя Николаевна Ященко Зоя Николаевна Ященко

российская певица, поэт, музыкант, создатель и лидер группы «Белая Гвардия», родилась 29 февраля 1972 года в городе Полтаве

Гюнтер Яух Гюнтер Яух

немецкий телеведущий, журналист и продюсер

Ясина, Ирина Евгеньевна Ясина, Ирина Евгеньевна

экономист, дочь бывшего министра экономики Евгения Ясина и директор фонда, образованного предпринимателем Михаилом Ходорковским, директор программ фонда «Открытая Россия», руководитель Клуба региональной журналистики, Бывший руководитель департамента общественных связей Банка России, Вице-президент фонда «Либеральная миссия», член «Комитета 2008»

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора