Биография
Репрессии
Источник: Сведения ДКНБ РК по г.Алматы «Жургенов Темирбек.
Родился в 1898 г., Актюбинская обл., Иргиз.; казах; образование высшее; народный комисар просвещения КССР.
Проживал: Алма-Атинская обл. Алма-Ата.
Арестован 2 августа 1937 г. НКВД КССР.
Приговорен: Военная Коллегия Верховного Суда СССР 25 февраля 1938 г., обв.: 58-8, 58-9, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: ВМН.
Реабилитирован 18 апреля 1957 г. Военная Коллегия Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления ».
Семья
Источник: Сведения ДКНБ РК по Кызылординской обл. «Жургенов Кара
Родился в 1858 г., Южно-Казахстанская обл., Кзыл-Ординский р-н, Кара-Куль пос.; казах; образование начальное; скотовод. Проживал: Кзыл-Ординская обл., Кармакчинский р-н, 16 аул.. Арестован 17 августа 1937 г. Кармакчинское РО НКВД. Приговорен: Тройка УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 15 сентября 1937 г. Приговор: ВМН Реабилитирован 28 ноября 1990 г. Кызылординская облпрокуратура УКАЗ ПВС СССР ОТ 16.01.1989 ».
Отец Темирбека Жургенева, Кара Жургенев, был сыном крупного бая Куана. По ложному обвинению приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 25 сентября 1937 года в г. Кзыл-Орде.
Брат Ногай скончался в Уфе, где находился с Темирбеком в 1918 г. во время эпидемия чумы.
Братья Темирбека Жургенева, Косжан, Досжан и Ыскак также были арестованы и расстреляны ещё при жизни Кары Жургенова.
Жена Жургенева-Ермекова Дамеша Амирхановна
После реабилитации работала преподавателем Казахского Государственного медицинского института.
Роль Жургенова в образовании и искусстве
На посту наркомома народного просвещения приложил много усилий по исправлению грубых ошибок, допущенных в период коллективизации. В области народного образования его организаторский талант ярко проявился при решении вопросов, связанных с налаживанием начального образования, ликвидацией неграмотности и с открытием высших учебных заведений. Он один из первых переводчиков произведений классиков марксизма-ленинизма на казахский язык. Жургенов один из первых исследователей истории культурного строительства Средней Азии и Казахстана. Собрал статистические и демографические материалы Казахстана и Средней Азии, исследовал литературные и архивные источники (оригиналы). Высоко ставил Жургенев в духовном сближении наций переводческое дело. «Переводы классиков и советских писателей других народов - Союза,— писал он,— сроднили казахский народ с лучшими литературными произведениями Союза и Запада, укрепили интернациональные связи в казахском творчестве". При его участии были изданы на казахском языке произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Горького и других писателей.
Общепризнанна исключительно плодотворная роль Т. К. Жургенева в подъеме литературы и искусства Казахстана 30-х годов. Вот что писал о нём А. В. Затаевич в своих примечаниях к книге «1000 песен казахского народа»:
Вспоминает Канабек Байсеитов, народный артист КазССР, один из основоположников казахского театра:
Сам Жургенев, собирал и записывал многие произведения устно-поэтического творчества казахов, в том числе песни современных казахских акынов. В 1924 году им издается один из первых сборников песен и поэм акынов Казахстана под названием «Терме» («Сборник»), который был снабжен большой вступительной статьей составителя. В 1936 году сборник был значительно пополнен, отредактирован и выпущен на русском и казахском языках к первой декаде казахской литературы и искусства в Москве.
В работах Жургенева нашли отражение проблемы истории дореволюционной культуры Казахстана, правильно оценивалось творчество ряда народных акынов, композиторов, таких, как Мухит Мералиев, Биржан, Курмангазы. Одним из первых он обратился к поэзии легендарного акына-философа XIV века Асан-Кайгы (Асан-Печальника), описавшего свои безуспешные поиски «Жер-уйык» (земли обетованной).
Народная артистка СССР Куляш Байсеитова, композиторы Ахмет Жубанов и Евгений Брусиловский, в своих статьях и воспоминаниях говорят о том большом авторитете и уважении, которыми пользовался Жургенев в среде творческой интеллигенции Казахстана. Этот авторитет он заслужил своей высокой и разносторонней культурой, тонким пониманием искусства, истинной озабоченностью о его развитии.