О знаменитости
Сигизмунд Доминикович Кржижановский: биография
Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была всё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.
Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершенные произведения, подчиненные определённой внутренней идее.
В 1939 Кржижановского принимают в Союз писателей, что, однако, не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений.
С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.
Умер писатель в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила — неизвестно.
Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.
Жена - Анна Гавриловна Бовшек.
Характеристика творчества и основные произведения
С. Д. Кржижановский — преимущественно автор прозаических произведений малой и средней формы, а также статей и очерков по истории Москвы, истории и теории драматургии и театра, психологии сцены. Кроме того, он написал несколько киносценариев и либретто нескольких опер.
- По мастерству и богатству культурного фона интеллектуальная проза Кржижановского находилось на уровне современной ему европейской и мировой литературы. Критики и исследователи сравнивают его с Ф. Кафкой, Х. Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе.
- Характерные для Кржижановского жанры: философская фантасмагория, притча, гротеск, сатира.
- Художественный метод Кржижановского — создание метатекста (коллажа из различных текстов), строящегося на цитатах, аллюзиях, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых мифологем мировой культуры.
- Хорошо зная античную и средневековую философию, философию Канта, Лейбница и других философов Нового времени, Кржижановский художественно обыгрывает их идеи.
- Большое влияние на творчество Кржижановского оказали Шекспир, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Свифт, и в своих произведениях он также обыгрывает и их сюжетные линии и образы.
- Кржижановский высоко ценил произведения Андрея Белого и Александра Грина.
- Важнейшие темы и образы: память, игра, город, книга, слово.
- Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский считал, что его метод ближе всего к имажинизму (по крайней мере, к имажинистскому лозунгу развития образности и образа).
- Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и философии литературы и театра и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И там, и там писатель постоянно рефлексирует на темы мировой культуры и философии.
- В теоретических работах и художественных текстах эссеистического типа Кржижановский использует образы и идеи мировой культуры для осмысления современной ему действительности, в том числе советской.
Основные произведения
Повести
- 1924 — Странствующее «Странно»
- 1926 — Клуб убийц букв
- 1927—1928 — Возвращение Мюнхгаузена
- 1929 — Материалы к биографии Горгиса Катафалаки
- 1929 — Воспоминания о будущем (опубликована в 1989).
Книги новелл
- 1919—1927 — Сказки для вундеркиндов
- 1927—1931 — Чужая тема
- 1932—1933 — Чем люди мертвы
- 1937—1940 — Мал мала меньше
- 1940 — Неукушенный локоть (Рассказы о Западе)
- 1940 — Сборник рассказов 1920—1940-х годов
Очерки
- 1924 — Московские вывески
- 1925 — Штемпель: Москва (повесть в очерках)
- 1925 — 2000 (К вопросу о переименовании улиц)
- 1925 — Коллекция секунд
- 1933 — Салыр-гюль (узбекистанские импрессии)
- 1937 — Хорошее море (выделено из «Сборника рассказов 1920-40 годов» редактором Вадимом Перельмутером)
- 1945—1948 — Москва в первый год войны (физиологические очерки)
Пьесы
- Человек, который был Четвергом (по схеме Честертона) (Драматическая переработка одноимённого романа Честертона)
- Тот третий (не поставлена)
- Писаная торба (не поставлена)
- Поп и поручик (мюзикл на музыку Сергея Василенко, не поставлен)
Сценарии
- 1930 — «Праздник Святого Йоргена» (в титрах сценаристом указан режиссёр Протазанов)
- 1933 — Новый Гулливер (в титрах не указан).
Либретто к операм
- 1936 — Евгений Онегин (музыка Сергея Прокофьева)
- 1938 — Кола Брюньон (музыка Дмитрия Кабалевского)
- 1942 — Суворов (музыка Сергея Василенко)
Статьи о литературе и театре
- Поэтика заглавий
- Философема о театре
- Страны, которых нет
- Фрагменты о Шекспире
- Искусство эпиграфа (Пушкин)
- Драматургические приемы Бернарда Шоу
- Театрализация мысли
Личные записи и размышления
- Записные тетради (короткие заметки, наброски, эскизы, замыслы — осуществленные и неосуществленные, афоризмы, мысли, наблюдения).
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
немецкий историк
китайский художник периода Тан
польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах
Васильевич Ямщиков
историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии
литовский языковед, текстолог, переводчик
историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР
Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович