Биография
Закончила Кременчугское педагогическое училище (1930). Работала преподавателем педагогики. В 1934—1936 гг. — аспирантка кафедры психологи Харьковского Педагогического института. Первая аспирантка А. В. Запорожца.
Научный вклад
Начала научную деятельность в 1930 гг. в составе Харьковской группы психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. Исследовала генезис эстетического восприятия у детей и процессы понимания сказки дошкольниками.
В послевоенный период Арановская наряду с О. М. Концевой и Е. В. Гордон участвовала в цикле исследований, посвященных изучению развития логических форм мышления и памяти детей дошкольного и школьного возрастов. Арановская изучала формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения их составлению плана прочитанного текста. На основании психолого-педагогических экспериментов установила последовательные стадии овладения детьми умением составлять план как определённым умственным дейстием. Определила условия эффективности обучения этому умению (организация внешних операций с текстом, словесное обозначение производимых действий и т. п.)
Основные публикации
- Арановская, Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от её композиции: Наукова сесія ХДПІ, т VI,— Харків, 1940.— 36 с.
- Арановская, Д. М. Зависимость понимания ребёнком сказки от её композиции. Канд. дисс. Харьков, 1945 — Арановская Д. М. Понимание сказки детьми дошкольного возраста в зависимости от её композиции: Канд дис.— М., 1955.—108 с — ???
- Арановская-Дубовис, Д. М. Понимание сказки дошкольником.— Дошкольное воспитание, 1955, № 10, с. 33—40.
- Дубовис-Арановская, Д. М. О некоторых условиях понимания структуры текста. Вопросы психологии, 1962, № 1.
- Дубовис Д. М. К вопросу о формировании дискурсивного понимания текста. Вестник Харьковского ун-та, 1968, № 30.
- Дубовис Д. М. О формировании умения работать с научным текстом. Вестник Харьковского ун-та, 1970, № 58, вып. 3.
- Дубовис, Д. М. К вопросу об интуитивном и дискурсивном понимании текста. Вопросы психологии, 1976, № 3.