О знаменитости
Иннокентий Дмитриевич Мельчаков: биография
Были и другие значительные работы. Так, в 1948 году вместе с художником Рождественским И. Д. Мельчаков проектирует Павильона СССР на выставке Международной федерации женщин, в 1950-е годы участвует в созданиир триумфальных арок для Киева и Переяслава-Хмельницкого в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.
В 1943 году началась педагогическая деятельность Иннокентия Дмитриевича, продолжавшаяся до самой его кончины. По приглашению академика архитектуры И. В. Жолтовского он пришёл в Московский архитектурный институт сначала на должность старшего преподавателя, затем доцента, профессора. Под его руководством студенты разрабатывали проекты памятников, посвященных знаменательным событиям: «Рубеж славы» под Москвой, морякам-подводникам. Эта традиция продолжается и сегодня: студенты первых и вторых курсов в канун знаменательных дат выполняют подобные задания.
Одновременно с педагогической и административной работой профессор И. Д. Мельчаков продолжал заниматься творчеством: в соавторстве с Н. Я. Колли разработал проект могилы М. И. Калинина у Кремлевской стены, памятник генералу А. А. Брусилову, колонну в честь исторических побед Красной Армии (два варианта хранятся в музее имени А. Щусева) и так далее.
Разносторонний талант И. Д. Мельчакова проявился в проектировании объектов гражданского строительства — это окружная автострада с центрами обслуживания, строительство 10-этажного дома на Ленинградском шоссе, чугунная ограда для Химкинского речного порта, плафоны для Кремля, ансамбль главного входа на ВДНХ (ныне ВВЦ), выполненный в классическом стиле. (Мельчаков вообще был убежден: в основе творчества зодчего должно лежать глубокое изучение классического наследия, что позволит добиться гармонии и красоты пропорций в архитектуре). Это сооружение поражает воображение и поныне. Несмотря на грандиозные размеры, оно оставляет впечатление легкости, элегантности — за счет точно выверенных пропорций всех элементов. Заметим, что здесь Иннокентий Дмитриевич выступил не только как автор проекта, но и самостоятельно выполнил скульптурные группы, внося при необходимости те или иные изменения. Такое отношение к делу весьма характерно для Мельчакова.
Главный вход на ВДНХ стал визитной карточкой страны, сам же проект был отмечен Золотой и Бронзовой медалями ВДНХ (заметим, что, кроме входа, Иннокентий Дмитриевич принимал участие и в разработке павильонов Прибалтийских республик). Эти же идеи классицизма нашли отражение и в проекте входных ворот в сад имени Баумана со стороны Ново-Басманной улицы (Москва). Ещё одна значимая работа — зал коллегии Министерства высшего образования (ныне конференц-зал МАрхИ).
Как мы уже говорили, И. Д. Мельчаков проявил себя и в архитектурном проектировании, и в монументальной живописи и рисунке. Его картины неоднократно экспонировались на персональных выставках в Доме архитектора, в Доме дружбы народов. Особенно интересны циклы, посвященные поездкам в Грецию, Италию, Англию, — они свидетельствуют о глубокой привязанности автора к шедеврам классического наследия.
В 1966 году И. Д. Мельчаков был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1977-м в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности прошла выставка мастера, на которой экспонировалось 250 его работ.
Надо сказать, что увлечение рисунком и живописью в итоге возобладало, и в 1983 году Иннокентий Дмитриевич перешёл на кафедру живописи МАрхИ. И. Д. Мельчаков говорил студентам, что в их рисунках должна ощущаться рука архитектора. Свой курс живописи он строил так, чтобы соединить основы классического искусства с реалиями современной жизни.
Иннокентий Дмитриевич активно работал в Союзе архитекторов, был в 1970-е годы одним из инициаторов создания при МАрхИ музея, вошёл в состав его Научного совета. И несмотря на большую загруженность постоянно рисовал, уделяя большое внимание совершенствованию техники акварели. О нём справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.
Автор статьи: Каждан Я. Ш., кандидат исторических наук.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
израильский архитектор
архитектор, автор градостроительного плана застройки г
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
чешский архитектор
русский архитектор, банкир
русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст
немецкий архитектор, представитель раннего классицизма
итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко