Поделиться:

О знаменитости

Фридрих Ратцель: биография


Здесь Ратцель рассуждает о религиозных догадках и представлениях диких народов. Этнография не знает народов, совершенно лишенных религии, а знает лишь разный уровень развития религиозных идей: у одних они еще в виде зачатков, у других развертываются в разнообразное богатство миров и сказаний. Ратцель считает, что религиозное чувство находит отклик именно в низших слоях человечества.

«В основе материального прогресса человечества лежит все более и более усугубляющееся и расширяющееся изучение явлений природы. Отсюда исходит все возрастающее обилие средств, которыми человек пользуется для улучшения и украшения своей жизни.»

Во всем у человека, как и у животных, ощущается зависимость от природы. Проявляется это и в строительстве. По мнению Ратцеля первоначально все особенности расположения и свойства строений были обусловлены близостью к источнику пропитания и уже потом защитой от внешних врагов. Если не от животных, то от себе подобных (т.е. людей). Он пишет, что «мы находим укрепленные селения скученными на вершинах гор или на островах, на излучинах рек или на мысах». Тогда опасность вражеских нападений была еще у всех на виду.
Затем основополагающим фактором стали: общие интересы труда (с развитием экономического разделения труда), торговля (места перекрещивания путей сообщения) и т.д.

«Если политика культурных народов не отличается верностью и доверчивостью, то политика диких народов может служить выражением самых низких свойств, недоверчивости, предательства и беспощадности».
Сравнение европейской политики и «дикой» политики африканских народов. Сущностью государственных образований у диких народов Ратцель видит неопределенность границ, которые намеренно не проводятся в виде линий, а поддерживаются открытыми, в виде свободного пространства изменчивой ширины. Автор приходит к выводу, что общее самообладание и общие интересы создают государство.
Почти во всех государствах неевропейского культурного круга управляют вторгшиеся в них завоеватели-чужеземцы. Сознание национальной связи возникает лишь позднее и прокладывает себе дорогу в виде государствообразовательной силы, когда вступают в дело и умственные интересы народа.

"Земля и жизнь. Сравнительное землеведение"

«В исторические моменты, когда существует очень сильная власть или имеется сильная потребность в политическом или экономическом расширении, появляются географические открытия; тогда чувствуется необходимость в географических познаниях. Греки и немцы сделали много для науки, римляне, испанцы, голландцы и англичане более других содействовали открытиям. Немцы для открытия Америки практически сделали очень мало; надо в этом открыто сознаться; но впоследствии, мы все же старались снять завесу, скрывавшую эту часть земли при помощи книг, карт и инструментов…». Здесь же Ратцель высказывает свое мнение, что география как таковая началась с эпохи первых географических открытий.
По поводу начала и возрождения географии как науки он пишет, что первые зачатки появились в поясе сухих воздушных течений: слияния Тигра и Евфрата, Месопотамии, Египте. Ибо там появились первые астрономы, наблюдающие за звездами. Интересный факт. Говоря о русских путешественниках, Ратцель пишет: «не из национального самолюбия, а из чувства справедливости мы несколько дольше остановимся на географических исследованиях и открытиях русских, которым в этом отношении должно быть отведено одно из первых мест». Признавая главенство немецкой науки и ученых, Ратцель отдает себе отчет, что другие развитые народы также имеют свой собственный научный опыт.

Ратцель считает, что возможно установить единство всего человечества, несмотря на все нынешние различия. Описывая различия рас, автор приходит к выводу, что ни одна раса не представляет собой совершенно обособленной, естественной группы. Географическое распространение рас на земле в некоторых отношениях сходно с областями распространения известных растений и животных и показывает, что все живые существа подчиняются в более или менее одинаковой степени воздействиям внешней среды. Здесь же Ратцель описывает процессы столкновения между расами (борьба), наслоение, отвращение рас.
В параграфе под названием "Жизнь земли" Ратцель пишет, что «ограничение всего развития жизни на земле одним определенным пространством привело к концентрации в узкие границы всей жизнедеятельности живого мира и всех внешних влияний, которым жизнь подвергается». При этом изменчивость он подразумевает под основным свойством жизни на земле. В дополнение ко всему сказанному о том, что Ратцель любил рассматривать развитие человечества в его связи с природой, приведу еще одну цитату: «Если нам приходится считать область распространения вида или расы важным его качеством, то при обсуждении истории этого вида важно обращать внимание на изменения климата и почвы» (т.е. внешние факторы, влияющие на пространство).
Другим примером географ сравнивает жизнь животных, растений и человека. Он считает, что густота жизни, перенаселение привели к тому, что люди обособились на небольших пространствах (примером являются многоэтажные жилые дома, где люди живут друг над другом) также, как и животные (пример – леса, где возможно деление на ярусы). Здесь я бы не согласился, ибо животные, живущие в лесах, не столь скученны, число их видов не сильно отличается от живущих на открытых пространствах. У людей часто наоборот.
Стоит согласиться с автором, что на всем протяжении истории человечества мы видим борьбу за пространство, за существование (как у животных: у кого выше уровень развития, навыки, у того больше пищи). Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, когда они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, укрепятся их особые признаки, без которых невозможно выделение их в специальную группу. Автор также подчеркивает неразрывность истории и географии при сравнительном изучении земли, перемещения народов. Таким образом, эпохи можно различать по характеру и силе этих исторических движений. При этом Ратцель подчеркивает как развитие отношений между народами влияет на образование новых государств, приводя в пример торговые связи, ставшие первоисточником образования колоний.
Социальное неравенство между низшими расами расширяет пропасть с представителями высшей расы. Как пример, Ратцель приводит тот факт, что например в США случаются браки между белыми и неграми, но лишь в низших слоях населения. В Сибири русский чиновник, офицер не женится на бурятке, мещанин или крестьянин – сплошь-да-рядом.
Человек как часть поверхности земли.
«Почва определяет все движения человека на земле — со своим положением и пространственными отношениями, устройством поверхности и растительностью. Природа воздействует на тело и дух целых народов». Под словом «почва» Ратцель подразумевает окружающую среду в самом обширном смысле слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающегося у него в душе, до земли, возделываемой земледельцем и глыбы камня, венчающего нередко один из красивейших его храмов. Таким образом, всякое изучение любого народа мы должны начинать с почвы, на которой он живет и действует и которая нередко служит Родиною уже большого числа поколений. В параграфе, где рассматриваются пути сообщения народов, Ратцель дает свое интересное определение дороги: «каждая дорога – известное расстояние, часть земной поверхности и определенное человеческое творчество (кроме рек)». На протяжении истории у диких народов дорог не было, одни тропинки, а в развитых государствах появлялись каменные (примером служит Рим).
Далее автор затрагивает тему средств сообщения для перевозки товаров: «всякое сообщение должно сопровождаться затратой сил, благодаря которой на поверхности земли совершаются различные движения. Носители этих сил — люди, животные, вода, ветер». На тот момент каких-либо других движущих сил для перевозки товаров не существовало.
В книге упоминается также о различии двух понятий: нация и национальность. Нация – народ в его политической самостоятельности. Национальность – несамостоятельная часто известного народа. По-моему очень краткое и понятное определение, без лишних слов.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Скоч Андрей Владимирович Скоч Андрей Владимирович

депутат Государственной думы РФ

Усатый Ренато Георгиевич Усатый Ренато Георгиевич

политический деятель и борец против коррупции в Молдове

Алиев Нурали Рахатович Алиев Нурали Рахатович

казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева

Арутюн Арменакович Сурмалян Арутюн Арменакович Сурмалян

депутат Заксобрания Ростовской области

Слепцов Владимир Слепцов Владимир

мэр г. Ярославля

Андрей Робертович Иванов Андрей Робертович Иванов

российский политик, предприниматель общественный деятель.

Жирков Евгений Иванович Жирков Евгений Иванович

подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области

Владимир Вольфович Жириновский Владимир Вольфович Жириновский

российский политик, основатель ЛДПР

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора